Найти в Дзене
машина

ГАЗели-барбухайки, часть 9: автобусы "Рута"

Друзья, наш энциклопедический обзор по незаводским пассажирским и грузопассажирским ГАЗелям близится к концу: впереди остается еще всего одна часть. Ну, а эта часть, предпоследняя, у нас будет целиком посвящена всего одному украинскому предприятию, оставившему очень глубокий след в "барбухайкостроении"... Текст: Николай Марков, Денис Дементьев ЧАО «Завод “Часовоярские автобусы”» / Часов-Яр (Украина, Донецкая обл.) Будучи основанным как Часовоярский ремонтный завод в 1958 году, к началу 1990-х предприятие успело накопить солидный опыт не только в ремонтной, но и в производственной деятельности. В частности, к тому моменту на ЧРЗ выпускались вахтовые автобусы ТС-3966 на шасси грузовиков ГАЗ и специальные микроавтобусы на базе ульяновских «головастиков». За освоение нового шасси ГАЗ-33021 в Часов-Яре взялись уже в 1995 году, оперативно подготовив на его базе и запустив в производство семейство из микроавтобуса, комби, грузового фургона и скорой помощи. Все они имели унифицированные ку

Друзья, наш энциклопедический обзор по незаводским пассажирским и грузопассажирским ГАЗелям близится к концу: впереди остается еще всего одна часть. Ну, а эта часть, предпоследняя, у нас будет целиком посвящена всего одному украинскому предприятию, оставившему очень глубокий след в "барбухайкостроении"...

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

ЧАО «Завод “Часовоярские автобусы”» / Часов-Яр (Украина, Донецкая обл.)

Будучи основанным как Часовоярский ремонтный завод в 1958 году, к началу 1990-х предприятие успело накопить солидный опыт не только в ремонтной, но и в производственной деятельности. В частности, к тому моменту на ЧРЗ выпускались вахтовые автобусы ТС-3966 на шасси грузовиков ГАЗ и специальные микроавтобусы на базе ульяновских «головастиков». За освоение нового шасси ГАЗ-33021 в Часов-Яре взялись уже в 1995 году, оперативно подготовив на его базе и запустив в производство семейство из микроавтобуса, комби, грузового фургона и скорой помощи. Все они имели унифицированные кузова со сварным каркасом из прямоугольных труб и довольно высокой крышей (высота салона – 1,77 м).

На первых порах 13-местные микроавтобусы, получившие марку СПВ-33021.01-15, как и все прочие модификации семейства, комплектовались двустворчатой распашной дверью в задней стенке, плоскими панелями бортов и продольными ребрами жесткости на скатах крыши, выдавленными наружу. Выглядели такие машины довольно кустарно, поэтому в 1996 году кузов модернизировали: изменилась конструкция крыши (на скатах сделали по одному ребру жесткости в виде вдавленной внутрь широкой полосы), а профиль боковых панелей кузова стал повторять профиль дверей кабины – со всеми соответствующими продольными выштамповками.

Однако выявившиеся проблемы с жесткостью кузова заставили ЧРЗ довольно скоро вообще отказаться от задней двери, заменив ее окном. В таком виде микроавтобусы выпускались вплоть до 1998 года, пока из-за ужесточения сертификационных требований к маршрутным транспортным средствам на Украине производителю не пришлось вновь возвращаться к использованию аварийного выхода в виде двери в задней стенке. Правда, на этот раз она была сделана одностворчатой. Более того, все автобусы с глухой задней стенкой, которые продолжали использоваться на регулярных маршрутных перевозках, владельцам пришлось дооборудовать этой самой дверью самостоятельно. Естественно, двери лепили – кто во что горазд! Проще всего такие «перепилки» вычислить по наружному расположению петлей и отсутствию выштамповок на запасной двери.

Дальнейшая модернизация 1999 года – установка на СПВ-33021.01-15 служебной двери увеличенной высоты. Подножка теперь стала ниже к земле, а в крыше появился вырез под дверной проем. Такие машины стали выглядеть вот так:

Годом позже СПВ-33021.01-15 получили новую пластиковую крышу, а в 2002-м некоторые микроавтобусы стали комплектовать рейсоуказателем на переднем скате крыши. В 2003 году под переделку на ЧРЗ стали поступать рестайлинговые ГАЗели. Производство СПВ-33021.01-15 завершилось в 2004 году.

В августе 2002 года появилась новая модель микроавтобуса с индексом СПВ-33021.01-16. Эта машина получила еще более высокую пластиковую крышу с четырьмя дополнительными раздвижными окошками в боковых скатах, благодаря которой высота потолка в салоне выросла до 1,91 м. Это, в свою очередь, позволило сертифицировать машину уже как 16-местную, с разрешением на провоз трех пассажиров стоя. Передний скат крыши на этой модели также мог иметь разные варианты исполнения: без рейсоуказателя или с ним. В этот же период времени к автобусам ОАО «ЧРЗ» стало применяться имя «Рута» (Рута СПВ-15 и Рута СПВ-16).

В 2003 году часово-ярский завод провел первые эксперименты по удлинению колесной базы шасси ГАЗ-33021, результатом чего стало появление двух опытных автомобилей: микроавтобуса СПВ-33021.01-16 с удлиненным на полметра (одно окно) кузовом на 16 посадочных мест и изотермического грузового фургона Рута 15,5 с абсолютно новым угловатым кузовом, сращенным со стандартной кабиной ГАЗели.

После проведения испытаний концепция удлинения СПВ-33021.01-16 была признана неоптимальной, и новый вариант микроавтобуса увеличенной вместимости далее создавался уже на базе фургона Рута 15,5 – он-то в итоге и был запущен в серию с 2004 года под маркой Рута СПВ-17. Производство же модели СПВ-33021.01-16 было свернуто в 2005-м. По расположению дверей микроавтобусы СПВ-17 были полностью унифицированы с базовыми фургонами Рута 15,5: посадка пассажиров производилась через одностворчатую дверь в правом борту, а в задней стенке предусматривалась запасная двустворчатая дверь. Как и в случае с СПВ-33021.01-16, широкое применение в конструкции СПВ-17 нашли кузовные элементы из пластика, а из принципиальных отличий новой Руты от своей предшественницы можно отметить вклеенные окна пассажирского салона. Начиная с середины 2005-го, площадь остекления салона у СПВ-17 была заметно увеличена за счет применения новых, более высоких окон. А в 2006-м конструкцию двери упростили: она стала плоской, а не повторяла более кривизну боковой панели.

В 2004 году институт Укравтобуспром разработал модификации СПВ-17 с более коротким кузовом, установленным на шасси ГАЗ-3302 с обычной колесной базой: версия с двигателями ЗМЗ-4063.10 или ЗМЗ-40522 по новой системе индексации получила обозначение Рута А048, а с мотором УМЗ-4215.10 – Рута А0481. Они были рассчитаны на проезд 16 пассажиров, трое из которых могли ехать стоя. Обе модификации не пользовались спросом, а потому их серийный выпуск продлился недолго, с 2005-го по 2006 год.

В начале 2006 года конструкция СПВ-17 подверглась модернизации, результатом которой стало появление новых моделей Рута А0482 (мотор ЗМЗ-4063.10) и Рута А0483 (мотор ЗМЗ-40522) с удлиненными на 20 см кузовами и более комфортабельными сиденьями. Пассажировместимость этих машин выросла до 20 человек (в т.ч. мест для сидения – 19). Внешне эти микроавтобусы легко отличить от СПВ-17 по появившемуся на месте широкой задней стойки кузова пятому узкому боковому окну салона.

Логичным развитием модельного ряда часово-ярских микроавтобусов стало создание в том же 2006-м Руты А0484 с полностью оригинальным кузовом, в котором уже не применялась «газелевская» кабина: от базовой «полуторки» заимствовалось только оперение передка. Количество дверей сократилось до двух, причем обе они размещались по правому борту: передняя служила для входа водителя и пассажиров, а задняя выполняла функцию аварийного выхода. Задняя же стенка кузова, как и левый борт, была сделана глухой. Вместимость машины составляла 18 человек, для 16 из которых предусматривались места для сидения. Машины поздних выпусков (2007 года) могли оснащаться автоматической служебной дверью.

В феврале 2007 года микроавтобусы модели А0483 подверглись модернизации, направленной на унификацию с Рутами серии А0484: изменения свелись к переносу запасной двери из задней стенки кузова на правую боковину в район заднего свеса. Микроавтобусы в таком исполнениии получили марку Рута 20. Попутно покупателям «двадцаток» были предложены такие опции, как автоматическая входная дверь (ее успели получить еще некоторые образцы А0483 последних выпусков) и багажник с доступом через люк в задней стенке. Кроме того, довольно популярной оказалась предложенная ЧРЗ услуга по переоборудованию любых подержанных автомобилей ГАЗель в автобусы типа Рута 20 (они получали отличительный индекс 20 ПЕ). Вместимость осталась прежней: 20 пассажиров (19 сидя + 1 стоя). Производство новых автобусов Рута 20 завершилось в 2010 году.

В 2007 году автобусы А0484 стали маркироваться по новой заводской системе обозначений как Рута 18 (по числу пассажирских мест, 16+2). При этом распашную дверь салона теперь ставили лишь на единичные образцы автобусов: почти все машины стали уходить в сбыт с автоматической. Кстати, по форме стекол в автоматической двери кроется еле заметная возможность отличить «восемнадцатую» машину от А0484: все «автоматизированные» Руты 18, кроме образца с заводским №001, получили створки со вклеенными прямоугольными стеклами. А у автобусов модели А0484 стекла были закругленными и крепились в резиновом профиле. Выпуск автобусов Рута 18 завершился в 2008 году.

В сентябре 2007-го у «восемнадцатых» машин появилась новая модификация с удлиненным задним свесом кузова, аварийный выход в котором был заменен на вторую автоматическую входную дверь. Такие микроавтобусы получили марку Рута 19 в соответствии с увеличившимся на одно числом мест. Их выпуск завершился в 2009 году.

Рута 19 2008 года постройки (фото А.Говорухи)
Рута 19 2008 года постройки (фото А.Говорухи)

Наконец, последними освоенными ЧРЗ в серии автобусами Рута на шасси ГАЗ-3302 стали модели 22, 23 и 25 с повышенной с 3500 до 3920 кг полной массой. Первая из них представляет собой дальнейшее развитие Руты 20, вместимость которой подняли до 22 человек за счет получения разрешения на провоз стоя не одного, а трех пассажиров. На основе обычной «двадцать второй» машины с 2011 года выпускалась также версия Рута 22 Инва с расширенной запасной дверью и откидным трапом в ее проеме для закатывания инвалидной коляски. А под индексом Рута 22 ПЕ скрывались автобусы, переоборудованные в «двадцать вторую» модель из любых других подержанных ГАЗелей. Новые автобусы Рута 22 производились с 2009-го по 2014 год.

Рута 22 Инва с трапом для инвалидной коляски
Рута 22 Инва с трапом для инвалидной коляски

Две другие оставшиеся модели стали вариациями на тему снятой с производства Руты 19. И «двадцать третья», и «двадцать пятая» машины получили обновленный передок кузова – с уменьшенным ветровым стеклом, переделанными крыльями и передней частью крыши. При этом Рута 25 при длине кузова ровно в 7 метров была рассчитана на перевозку 19 сидящих и 6 стоящих пассажиров, а Рута 23 с 7,68-метровым кузовом вмещала 22 человека без стоячих мест. На базе Руты 23 была разработана модификация Рута 23.2 «Турист» для междугородного сообщения (с распашной или автоматической поворотной служебной дверью и распашной запасной дверью); варианты с дизелем Cummins обозначались как 23D, 23.2D и 25D, а переделанные «бэушные» машины – 25 ПЕ.

Выпуск автобусов на шасси ГАЗ-3302 к 2015 году в основном прекратился. В дальнейшем в Часов Яре освоили еще несколько моделей автобусов на шасси других грузовиков ГАЗ (Валдай, ГАЗель NEXT, ГАЗон NEXT), а также несколько машин на иностранных шасси, однако на базе обычных ГАЗелей другие модели автобусов более не создавались.

Окончание смотрите ТУТ! Предыдущую (8-ю) часть статьи о ГАЗелях-барбухайках читайте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!

Автобусы
2498 интересуются