Всем здравия, сегодня определим критерии выбора набора слесарного инструмента для деревенского гаража или мастерской.
Исходные данные: деревенская рембаза очень далеко за МКАДом, обслуживание пробежного японского и отечественного автопрома, а также всего что приедет или что притащат, в том числе китайские и отечественные трактора/мотоблоки/сельхозка и подобное. Новой техники практически нет, ведроверов-лэндроверов и прочих мерседесов нет и не будет никогда.)))
Регулярно возникают потребности типа: "Поехали в лес, надо снять ТНВД с Беларуса!" Или приемщик с чермета шлет в телеграм фотку станка, мол — "приезжай, не боись, покупай живопись" — смотришь — а там ушатанный, но комплектный фрезерный 676й станок иркутский, надо поехать и снять с него прямо в куче метлома башку, стол и выдернуть обе коробки скоростей, их там 2 шутки, почти весь станок надо разобрать — советское "качество", советские крепежи, много внутренних шестигранников на 7 (отсутствуют почему-то в 90% современных наборов инструмента).
Вот именно под подобные задачи нужен набор инструментов. Также на случаи типа — "Надо дойти до Витька, он там сливную пробку не может открутить — а какая пробка, размер какой? — а х.р его знает, китайская какая-то".
Ну и общеремонтные гаражные работы, само собой.
На основании изложенного, как говорится), требования к набору следующие:
1. Чемодан с ложементами, по возможности все основное и главное в одном месте. Почему ложементы? — а потерянное/уроненное/забытое видно сразу по пустому ложементу. Сейчас приходится таскать небольшой набор + много мелочи в ящиках навалом. Неудобно и немобильно. Не сразу видно потрянное/пролюбленное.
2. Обязательно наличие ключей 6-24, обязательно с ключами 6,7,18,21 — частый размер в китайской сельхозке и китайских тракторах.
3. Крайне желательно нахождение ключей "лежа" в нижней секции, а не в крышке чемодана в пазах вертикально. Почему так? Личный опыт в периодическом кручении гаек с 2014 года говорит о том, что ключи в крышке, в пазах, при регулярном использовании начинают вываливаться — изнашивается пластик.
Ладно бы они просто выпадали — ну вставил на место и все. Но они начинают выпадать частично при закрытии чемодана — вывалилась верхняя честь, уперлась в нижнюю и не дает закрыть крышку. И закрываешь чемодан раза с пятого — как книгу.
Исключение — несколько наборов Sata, в которых ключи в специальной съемной секции, которая тоже в крышке, либо в горизонтальном положении — в таких наборах ключей мало, до 19 обычно. А у некоторых производителей комплектовщиков, Кинг тони например, ключи не держатся прямо с новья и вываливаются из крышки, есть обзор такого максимального набора на драйве, если кому интересно.
Пример удобного (ИМХО) расположения ключей —
Force 41421r 142 предмета
Пример неудобного (ИМХО) расположения ключей —
JTC-H156c-B72 156 предметов
3. Очень желательно, чтобы инструмент в чемодане не перемешивался при переноске БЕЗ прокладки-поролона между секциями — см. цели использования набора, работа на улице, унесло поролон ветерком, задуло куда-то — в гараж придешь с чемоданом россыпи. Но подобное качество маловероятно, конечно, я про такое ни разу не слышал. Ок, несмертельно.
Пример для понимания — в наличии JTC на 156 предметов, при утере поролона она превращается в переносную галтовку, с последующим вдумчивым улучшением мелкой моторики владельца набора.
4. Необязательно, но желательно относительная дешевизна инструментов в следующем плане — чтобы когда ты, отвинчивая упомянутый ТНВД в лесу, роняешь головку в лужу полметра глубиной под трактором — не было мучительно больно))) Или роняешь эту головку в груду чермета, из которой достать ее тупо ну никак. Или тебе не хочется слезать с капота МТЗ-82 и брать метровый вороток и ты срываешь зубы на трещотке 1/2 пытаясь стронуть ржавую гайку.
При этом обязательно нужна возможность докупить пролюбленную позицию набора легко и быстро, в течение пары дней, — у местного оптовика по инструментам или в емексе/ехзитсе/автодоке. Это, кстати, ИМХО, один из главнейших параметров при выборе инструмента для более-менее регулярного и проф. использования. Почему-то люди крайне редко об этом задумываются.
Под этот же пункт желательна грамотная конструкция ложементов в чемодане, позволяющая замену элементов на неродные — к примеру у меня есть набор SATA-CRV, дешевейший китайский-китай, в нем отвертки держатся в чемодане за рукоять — замена практически невозможна, только родная форма. А вот в упомянутом JTC-H156 отвертки держатся за жало — подобрать замену относительно легко.
По пункту 4 сразу отметается весь "инструментальный гербалайф" для избранных))) типа всяких FUCKомов, страпонов и прочих Камас — купить расходники на них во вменямые сроки в Сибири тупо невозможно, региональных складов они в принципе не держат. Инструмент, возможно, хороший, но заказывать расходники или какую-нибудь головку на 17, взамен убитой, на ебэях всяких с ожиданием месяц-два — спасибо, не надо. И оверпрайснутость, за, в общем-то, обычный тайваньский инструмент…
5. Обязательно наличие в наборе плоскогубцев, больших, на 210мм. В JTC156 они есть, но маленькие, на 170 вроде — очень мало пользы от них. Такие же мелкие плоскогубцы в Force на 142 предмета.
6. Обязательно наличие струбцины-зажима, или ручных тисков, или "геббельсов" — много у них народных названий — у нас работяги называют их неприличным словом — "пиzdoхваты" — очень меткое название, надо сказать)) — из-за похожести губок на ЖПП.
Инструмент этот очень нужный, реально, особенно на старой всякой технике — отвинтить зализанный болт/гайку, вывинтить убитую шпильку, выкрутить станочные болты с зализанным внутренним шестигранником. Переставные клещи для подобных задач подходят гораздо хуже, личный опыт, при наличии струбцины переставные в мобильном наборе не нужны.
7. Обязательно наличие в наборе срывного воротка на 1/2. Обязательно. См. — "старая техника" = закисший, много лет не тронутый крепеж. Желательно на 380мм — все что длиннее неудобно использовать в смотровой яме (опять же личный опыт), а трубу надеть и удлинить короткий вороток можно всегда. Доступность ремкомплектов к воротку также обязательна.
8. Очень желательно в наборе размерности 3/8. Самый удобный размер для большинства работ с крепежом до 19, край до 22, наверное.
9. Не нужны в чемодане глубокие головы. Они у меня есть, все размеры, 3/4 в том числе, но пользуюсь ими крайне редко, смысла в утяжелении чемодана глубокими головами не вижу. За крайний год, даже больше наверное, пользовался глубокими головками всего несколько раз, да и то, головкой на 30 (ступицу перебирали) и на 36 — сальник меняли в раздатке Прадо 120го — такие головы в универсальные наборы никто в принципе и не кладет, я не видел такого, по-крайней мере, никогда.
10. Все головки в наборе только шестигранные. 12 граней фтопку — см. "старая техника, старый крепеж" — будут срывать грани, личный опыт. SL профиль и аналоги для поношенного крепежа — тоже не надо, он усилие больше позволяет, да, на 50% вроде, тесты есть в сети, но — он закусывает гайки, потом гайку надо выбивать из головки — очень неудобно. В гараже надо иметь SL, да, но для мобильного чемодана — нафиг не нужны.
11. Биты в наборе в обязательном порядке. Крайне желательно размерности 5/16 или 10мм, мелкие биты 1/4 очень слабые, опять же личный опыт, см "старая техника с закисшим крепежом".
Помню, несколько лет назад, товарищ разбирал суппорта на мазде 3 вроде, свернул 4 биты на 7мм 1/4, завернул в узел Г-шестигранник на 7, и открутил только битой на 7 размерности 5/16.
12. Очень желательны в наборе 24-зубцовые трещотки. Силовые. Force, кстати, в большинство своих наборов кладет такие. Меньше зубов — трещотка прочнее, надежнее, сломать такую руками, без трубы — очень маловероятно, личный опыт. 24-зубовые я не ломал ни разу, даже в китаенаборе, 72-зубых лично сломал несколько штук, руками, без трубы. Особенно белорусско-китайский Rockforce/Forsage/Forcekraft/Partner любит их делать и класть в свои наборы — при почти полном отсутствии ремкомплектов на складах.
Чем не устраивает имеющийся в наличии JTC на 156 предметов?
1. Он здоровенный и тяжеленный. Об этом никто не пишет в отзывах, но он весит примерно как здоровая бутыль с водой для кулеров. Размеры, здоровый, толщина его больше 16 см. Очень неудобно, не мобильно. Это идеальный набор для того, чтобы возить с собой в дальние поездки. Под мои задачи — неудобно.
2. Ключи в крышке. Будут вываливаться при регулярном использовании.
3. Мелкие пассатижи на 170, можно считать что их нет. А они нужны — на 210.
3. Нет инструмента на 3/8.
4. Лишние головы — глубокие, не пользуюсь, лишний вес. Можно выкинуть, конечно.
5. Биты в основном 1/4, 5/16 несколько штук, штатных удобных мест под них нет, добавил россыпью. Неудобно.
6. Цены на расходники и отдельные элементы JTC стали просто конскими, политика JTC стала, как у сильно нелюбимого мной джонни — типа, трещотка стоит 2500р., а ремкомплект к ней 1200р. — половина цены трещотки. У Force аналогичный подход. Для сравнения — трещотка-аналог у Sata будет стоить 1700р, а ремкоплект к ней — внимание — 150р.
Когда JTC только "родилось" в 2016 году, когда их начал рекламировать Андрей Тоскин-Белководус в своем ютубе — тогда, +/- несколько лет, JTC был инструментом с прекрасным соотношением "цена/качество". Сейчас, уже пару лет как наверное — JTC это Джонсвэй, только с ощутимо худшим качеством — чего только стоят ключи как из-под наждака в топовом наборе за 23,600р., это, кстати, сейчас, дороже топовых наборов Джонсвэя. Офигеть.
Ближе всех пока подходит упомянутый Force на 142 предмета. Что мне в нем не нравится:
1. Пассатижи на 170. Мелкие.
2. Все биты на 1/4 — будут сломаны. Штатных мест под 5/16 или 10 нет.
3. Все головы 3/8 12-гранные. Можно выкинуть и заменить на 6. Допрасходы.
4. Конские ценники на расходку и элементы. "Уронил — да и х… с ним" — работать не будет.)))
5. Мелкий совсем молоток — 300 грамм — для часовых мастеров что ли?)) Заменить на болший не получится — ложемент. В наборе JTC 156 молоток полкилограмма, тоже не фонтан, но терпимо.
6. Головы 1/4 только до 10 — плохо, мало, надо до 14 — держать с обратной стороны, лезть в неудобные места. Места в чемодане, чтобы добавить — нет, хотя можно засверлить-изуродовать чемодан. В принципе, есть перекрывающий ряд голов 3/8, но все равно желательно наличие 1/4 — когда не подлезть более крупными 3/8. В JTC 156 головы 1/4 до 13, терпимо.
Всем Добра.