Записки студента
У всех школьников старших классов наступает момент, когда они задают себе вопрос: Кем быть? Какую профессию выбрать?. У меня этот вопрос возник примерно в начале 8-го класса. Появилась мысль поступить в медицинский институт, чтобы стать врачом. Ни по материнской, ни по отцовской линии в роду не было никого, связанных с профессией медика. И, тем не менее, желание такое появилось. Вероятно, это была идея моей матери, которая в свое время поступила в мединститут, но её родители, в связи с финансовыми трудностями, не смогли обеспечить учёбу в другом городе, и моя мать вынуждена закончить педагогический институт, который находился в её городе. Надо сказать, что и мой отец тоже был учитель.
В 9-м и 10-м классах моё желание стать врачом только укрепилось. Я учился хорошо, по всем предметам имел хорошие знания, но особое внимание уделял профилирующим предметам, по которым проводились вступительные экзамены в мединститут. Это были химия и физика. Сочинение, которое было не профилирующим экзаменом, проблемы для меня не составляло. После окончания школьного марафона, а у меня он составлял 10 классов, сдачи выпускных экзаменов и проведения традиционного выпускного бала, я подал документы в медицинский институт. Успешно сдав вступительные экзамены, я из абитуриента перешёл в статус студента медицинского института. Учёба в институте началась с 1 октября, так как в сентябре у нас был трудовой семестр по уборке картошки в одном из колхозов.
После первых же лекций в больших аудиториях и практических занятиях в кабинетах, я понял, что учёба в институте основана на самообразовании. Мы выбрали эту специальность, и нас никто не должен был принуждать к учебе. Преподаватели нам помогали правильно распределить время для занятий, объясняли многие непонятные для нас ситуации, которые могут встретится у нас в дальнейшей работе, путем бесед и коллоквиумов закрепляли наши знания. Ну и, конечно, были зачеты, экзамены.
Первые два курса были общеобразовательные, на которых нас готовили для предстоящей встречи в дальнейшем с клиническими дисциплинами. Мы подробно изучали строение человеческого организма, функции всех органов и систем на клеточном уровне. Я твердо усвоил, что все органы и системы взаимосвязаны между собой, и сбой в работе одного органа или системы неизменно приведет к нарушению работы других органов и систем.
Программа учёбы двух курсов мной была выполнена, и я перешёл на последующие курсы, где началось изучение клинических дисциплин - это хирургические болезни, терапевтические болезни, акушерство и гинекология. Занятия проводились в клинических больницах, как говорится у постели больного, и все признаки того или иного заболевания мы наблюдали у конкретных больных. С первых же занятий я твердо усвоил, что мы должны вести себя по- врачебному, о чем нам постоянно напоминали преподаватели. Обращали внимание на наш внешний вид( опрятность, глаженый, чистый халат, шапочка и т.д.), нас обучали правильно разговаривать с больными: без раздражения, с большим уважением к больному, внимательно выслушивая все его жалобы, в то же время акцентируя внимание на основных моментах, позволяющих в итоге установить причину болезни, чтобы в дальнейшем успешно лечить её. Впервые подходя к больному, я волновался, хотя теоретически знал о чем и как вести беседу с больным. Но удивительное дело, все больные с кем я беседовал, прекрасно понимая, что я студент, принимали меня доброжелательно, правдиво отвечали на все вопросы, сами задавали вопросы о своей болезни. Они знали, что результаты моих бесед и осмотров будут доложены преподавателю и необходимое лечение будет проводиться в полном объёме. Я отмечал, что доброжелательность больных успокаивала меня, и мне становилось легче выявлять причину их недугов. Преподаватели часто напоминали нам, что лечить надо не болезнь, а больного человека, так как одно и тоже заболевание у всех людей протекает по- разному, хотя симптомы схожи. В дальнейшей своей работе я убеждался в правильности этого тезиса. Нас обучали правильно вести медицинскую документацию, требовали неукоснительного соблюдения законов об оказании медицинской помощи больным.
В процессе учебы я стал все чаще отмечать, что мне нравится заниматься хирургическими заболеваниями. Я любил накладывать гипсовые повязки при переломах конечностей, обрабатывать раны, ассистировать при операциях. Чтобы знать о хирургических заболеваниях как можно больше, чем это запланировано учебной программой, я записался в хирургический кружок, который проводился во внеурочное время, после занятий. По вечерам я приходил на дежурство в хирургическое отделение, где старался выполнять различные медицинские манипуляции, конечно только те, которыми я владел, начиная от обязанностей санитарки до врачебных манипуляций. Вечерние и ночные дежурства мне нравились. В это время нет дневной суеты, все больные находятся в палатах, длинные коридоры освещены приглушенным светом и лишь ярко горит настольная лампа на посту медицинской сестры, где медсестра ведет свою медицинскую документацию, раскладывает таблетки в специальные коробочки для каждого больного, готова оказать медпомощь больным. Мне всегда находилась работа, которую я охотно выполнял. Особая атмосфера складывалась в хирургическом отделении во времена экстренного дежурства по городу. В эти дни больных, нуждающихся в срочной хирургической помощи, бригада скорой помощи доставляла в отделение хирургии, куда я часто приходил для приобретения практических навыков. Однажды в отделение сообщили, что к нам привезут больного с ранением в области сердца, которому необходимо оперативное лечение. Я увидел, как всё в отделении пришло в движение: открыли операционную, операционные сестра готовили стерильные наборы инструментов для операции, анестезиологическая бригада настраивала наркозный аппарат. заправляли капельницы специальными растворами, санитарки открывали флаконы со стерильными растворами для обработки рук хирургов и операционных сестер. Наблюдая за передвижениями медперсонала, а их было 7-10 человек, я отметил, что никто ни кому не помешал, и ни разу друг с другом не столкнулись. Все работали как единый механизм. В этом приготовлении перед операцией нашлась работа и для меня. В основном- это по принципу "принеси-подай". Все было готово для приема больного: ассистенты оперирующего хирурга, операционная сестра были в стерильных одеждах, ожидали поступления пациента. Анестезиологическая бригада готова была начать проведение наркоза. И вот больной поступил в операционную. Я помог переложить больного с каталки на операционный стол. Анестезиологическая бригада начала вводить больного в наркоз, ассистенты хирурга обработали операционное поле(место разреза) специальным антисептиком, укрыли больного стерильными простынями. В это время оперирующий хирург был готов начать операцию. Обычно, в менее сложных ситуациях, в качестве ассистента хирурга, брали меня. Но я понимал, что данный случай особый, и я остался смотреть операцию со стороны. Я стоял так, чтобы не мешать ходу операции и , в тоже время, видеть все действия хирургов. Было важно - видеть, что в подобных случаях необходимо делать для спасения жизни больного. Забегая вперед, скажу , что такая ситуация случилась, когда я уже работал хирургом, и мне пришлось оперировать больного с ранением сердца. Я, конечно, вспомнил все действия хирургов, которые они предпринимали, спасая поступившего больного. Оперирующий хирург скальпелем, который подала ему операционная сестра, сделал разрез кожи, быстро добрался до раненного сердца, из раны которого вытекала кровь в перикард ( сердечная сумка, окружающая сердце в виде мешка). Кровь скапливалась в сердечной сумке и, заполняя её, постепенно сдавливала сердце. Мог наступить момент полного сдавления сердца, и сокращение сердца прекратилось бы. Это состояние называется тампонадой сердца. У больного тампонады сердца не наступило, сердце ещё сокращалось, но эффективность сокращений была чрезвычайно слаба, артериальное давление практически не определялось, пульс отмечался лишь на центральных сосудах( в области шеи). Все зависело от быстроты и точности действий хирургов. Я видел, как хирурги освободили сердце от сдавления, оперирующий хирург наложил несколько швов на рану сердца. Кровотечение из сердца остановлено! Анестезиолог попросил прекратить все действия хирургов, так как он должен был стабилизировать состояние больного (поднять артериальное давление путем переливания специальных растворов, плазмы, крови). И, когда давление поднялось до приемлемых цифр, операция продолжилась. Постепенно операционная рана была ушита, на рану наложили стерильную повязку, операция окончена. Анестезиолог выводил больного из наркоза, готовил для перевода его в палату. Во время операции я старался наблюдать за всеми участниками этой операции: за хирургами, за операционными сестрами, за действиями анестезиологической бригады, даже за санитарками, которые выполняли всё для бесперебойного продолжения операции. Все работали как единый слаженный механизм. Некоторое расслабление наступило после операции, когда больной проснулся, его состояние было тяжелым, но стабильным. Операция прошла успешно, но это был лишь этап, хотя и очень важный, в лечении больного. Предстоял ещё длительный послеоперационный период. Ведь во время ранения сердца были повреждены сосуды, питающие сердечную мышцу, что могло привести к развитию инфаркта миокарда, травма, нанесённая сердцу могла привести к появлению тромбозов, могла также развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Поэтому такие больные должны находиться под постоянным( ежеминутным) наблюдением медперсонала. Для наблюдения за такими больными организовывался индивидуальный пост, то есть рядом с ним находилась постоянно медсестра, отмечая состояние больного, при необходимости вызывая врача.
Индивидуальный пост для оперированного больного был организован, а проводить наблюдение за его состоянием назначили меня. Я уже владел навыками измерения давления, мог оценить характеристики пульса (частоту, ритмичность, наполнение), дыхания и других показателей, характеризующих состояние больного( цвет, сухость или влажность кожных покровов и многие другие показатели). Я понимал, какая ответственность ложится на меня, тем более, что я впервые столкнулся с такой ситуацией. И, хотя, я знал, что рядом находились и медсестра, и врачи, тем не менее, доложить вовремя о появлении признаков ухудшения состояния больного была первейшей моей задачей. Понятно, что промедление в оказании помощи больному при ухудшении состояния могло бы привести к непоправимым последствиям. Поэтому я, конечно, сильно волновался. Но удивительно то, что, когда я подошел к больному сел возле него на стул, взял за руку, нащупывая пульс, волнение вдруг куда-то исчезло, и я совершенно ясно представлял, что мне надо делать и чем заниматься. Я вспомнил все то, чему меня научили преподаватели, что я вычитал в учебниках, что отрабатывалось мной на практических занятиях, и, находясь у постели больного, появилась уверенность, что я справлюсь с поставленной передо мной задачей. На чистом листе я начертил таблицу, куда заносил все показатели больного (частоту дыхания, артериальное давление, температуру тела, характеристики пульса и др.) каждые 30 мин. Измерял и оценивал все данные я значительно чаще, но если ухудшения в показателях не было, то записи я делал каждые 30 мин. К больному часто подходил врач, смотрел мои записи, при необходимости назначал дополнительное лекарство. Если мне нужно было на время отлучиться, то меня заменяла дежурная медсестра, так, что больной был под постоянным наблюдением. Состояние больного было стабильным, и за время дежурства ухудшения не было. В 8 часов следующего дня пришла другая смена медсестер и врачей, я сдал своё дежурство. Все мои записи были подклеены в историю болезни. Несмотря на проведенную бессонную ночь, меня не покидало чувство удовлетворения от проведенной работы. Я окончательно понял в правильности выбора своей профессии, и мне ещё больше захотелось овладевать столь сложной, но очень интересной и нужной специальностью. При всей удовлетворенности я не ощущал, что я совершил какой-то героический поступок. Я понял, что это будет моей постоянной ежедневной работой. Вся дальнейшая моя жизнь подтвердила этот вывод. А, что касается прооперированного больного, то он получил всё необходимое лечение и был выписан на амбулаторное лечение под наблюдение врачей в поликлинике.