Нас семь человек определили в разведку танкового батальона и прикрепили к экипажу одного танка. Стали обучать нас танковым специальностям, чтобы иметь резерв для пополнения в ходе боя танкистов.
Попал в подшефные Владимира Вайсера. У него за плечами Сталинград и Воронеж. Обязанности стрелка-радиста быстро изучил, с вождением машины было сложнее. Как ребенок своим первым шагам в вождении радовался. Времени на обучение было мало. Вот и погрузка на эшелон и прибытие в район Святошино.
Свой первый бой в составе экипажа хорошо запомнил. Такое не забудешь... В конце декабря 43-го около станции Чоповичи произошло одно из крупных сражений. Наиболее крупное после битвы под Прохоровкой.
Немцы перебросили из Франции под Житомир три дивизии танковые. Сходу взяли Житомир и решили отбить Киев.
Два танка с разведкой выдвинулись из небольшого городка Малинин. Встали в небольшой роще и установили наблюдение. Сразу засекли большое скопление немецких танков готовящихся к наступлению. Отметили расположение на карте и поспешили доложить в штаб.
Станция Чоповичи в наступающих сумерках стала укрепляться. Танки и орудия подготавливали позиции. Пехота окапывалась. Радистам было запрещено выходить на связь, немцы не должны знать о наличии войск на станции.
А на рассвете все запылало. Станцию накрыло дымом и громом взрывов немецких снарядов. Земля под ногами ожила и заходила. В штаб пошли донесения о гибели танкистов. Полковник Грановкий и капитан Королёв возглавляли оборону.
В экипаже Усанова получил ранение стрелок-радист, последовал приказ его заменить. Сразу направился в гущу боя. Продвигался между горящих машин, видел обугленные тела танкистов. Все было ужасно! Вот и танк Усанова.
Получил код и установил связь. Эфир наполнен характерным свистом настройки, звучат русские и немецкие возгласы. Танк пошел вперед. По броне чиркают осколки и пули. Периодически бьет наше орудие. В прорезь щели наблюдаю вспыхнувшую «Пантеру».
Впереди мелькают фигурки немецкой пехоты. Командир кричит: «Сеня стреляй!». Припал к пулемету и испытал ярость боя. Все это было защитной на тот момент реакцией. Внутри танка висит дым и копоть. Звук падающих гильз. Расслышал по рации голос Королёва: «Усанов справа тебя два танка обходят!». В тот же момент нас тряхнуло...
Командира танка сразу убило, а башнёр получил ранение. Помогая друг другу стали покидать машину, водитель использовал нижний люк. Сразу прибежали санитары и извлекли тело командира, башнёра перебинтовали. У второго сгоревшего танка на земле лежал лейтенант Труфанов, его убил немецкий снайпер.
С места нашей позиции хорошо видна картина продолжающегося сражения. Около бетонной водонапорной башни продолжает бой танк лейтенанта Вайсера. Он уже уничтожил две «пантеры» и «Тигр». Но и его машину подбили.
Владимир экипаж из танка в ближайшую воронку перетащил и снова забрался в свой танк. «Тигра» он поразил в гусеницу, ювелирно перебил трак. «Тигр» развернуло и показался борт. Тут и прилетел очередной снаряд.
Вот и «тридцатьчетверка» вспыхнула. Выстрелил командир по рядом стоящему танку фугасным снарядом. Обратная взрывная волна заглушила пламя. Вайсер продолжил свой бой из горящего танка.
Он погибал и не мог знать, что командир танкового корпуса представит его к званию Героя. Москва представление подтвердила. Для себя понял, что лучше умереть на броне, чем сгореть заживо в «консервной банке».
Из воспоминаний Цванг С.Р. Интервью на сайте «ЯПОМНЮ».
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-«нравится» и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.