Найти тему
Умняша-мамаша

Раннее развитие: да или нет?

Много копий сломано по этому поводу. Одни родители являются сторонниками разнообразных развивающих занятий с младенчества, другие выступают за свободное развитие ребенка.

Что же это такое - раннее развитие? Когда не рано начинать развитие малыша, если вы являетесь сторонником раннего развития?

Ребенок развивается физически, эмоционально и интеллектуально и без участия взрослого - он растет, осваивает движения, речь, познает окружающий мир с помощью органов чувств в любом случае - занимаетесь вы с ним или нет.

Вопрос только в скорости и качестве развития.

Для того, чтобы развивать ребенка, не обязательно ходить на специальные занятия - можно делать это мимоходом, например, на прогулке: обращать внимание на размер, форму и цвет предметов, на изменения в природе, на деятельность человека.

Ведь для ребенка все те вещи, которые нам кажутся элементарными (например, знание дней недели и времен года), могут быть настоящими открытиями!

Что происходит, когда мы целенаправленно начинаем заниматься с ребенком?

Мы создаем зону ближайшего развития (Этот термин ввел известный советский психолог Л.С. Выготский). Создавая проблемные ситуации, мотивируем ребенка на решение проблемных задач. Это могут самые простые на наш взгляд, но довольно сложные для малыша задачи. Например, шнуровка. Вы не поверите, как трудно дается этот процесс даже детям 5-6 лет. Не все дети, которые ходят на занятия по подготовке к школе, справляются с ним. А ведь это не только бытовой навык, но и мелкая моторика, и пространственная ориентация.

Когда начинать развитие, если вы решили заниматься с малышом целенаправленно?

Если вспомнить случаи воспитания детей животными (т.н. детей Маугли), то становится понятно, что начинать развитие никогда не рано, но может быть поздно.

Дети Маугли с трудом осваивали человеческую речь и очень плохо социализировались.

Поэтому, чем больше мы разговариваем с ребенком с самого раннего возраста, тем быстрее он осваивает речь. Как правило первые дети у родителей быстрее начинают говорить, чем вторые и последующие, особенно если разница в возрасте между детьми невелика.

Это происходит потому, что маме труднее становится уделять внимание нескольким детям. Дети общаются между собой, и младший ребенок усваивает не всегда правильную речь старшего ребенка.

То же самое происходит и в случае с двойняшками или близнецами. Родители предоставляют их самим себе - от этого их развитие тормозится.

Но вот мама решила, что ребенку недостаточно простых звуков "му-му", "гав-гав", "топ-топ"... И она начинает водить годовалого малыша в группу, где его учат... чтению! Есть такая методика Домана - ребенку многократно предъявляются карточки с картинкой, изображающей предмет, и подписью. Постепенно он запоминает, как выглядят слова, обозначающие те или иные предметы. Трудно назвать это чтением. Кроме того, занимаясь тем, что не соответствует его возрасту, ребенок часто пропускает важные умения, и в его естественном развитии остаются пробелы.

Какой смысл имеют детские группы для мам и малышей до 2 лет?

Прежде всего, такие группы полезны для мамы!

1. У мамы, уставшей от сидения дома с ребенком, появляется возможность "выйти в свет", озвучить свои проблемы в кругу единомышленников и получить ответы на волнующие вопросы

2. Мама учится у педагога развивающим методикам, которые может применять потом сама.

3. Это хорошая возможность протестировать развивающие пособия и игрушки, чтобы сэкономить бюджет и не покупать ребенку лишнего.

Вывод: каждый выбирает по себе. Кто-то скажет "да" развитию в группе, а кто-то будет делать это сам. Но в любом случае - если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя уверенно в обществе, пускать его развитие на самотек не стоит.