Внезапно в очередной раз всплыла тема парковок различных мелких «коммерсантов» во дворах жилых домов. Жильцы не в восторге от того, что весь двор и придомовые парковки на ночь заставляются «ГАЗелями» и их одноклассниками. Причем вопрос не столько к автомобилям как классу, сколько к их владельцам, которые паркуют свои авто так, что выехать уже невозможно.
А ведь между тем, еще в январе 2020 года вступил в силу приказ Министерства транспорта № 199, регламентирующий правила парковки для всех коммерческих автомобилей. Впрочем, судя по тому, что происходило во дворах, читали его далеко не все, а если и читали, то поняли не совсем верно. Давайте разбираться.
Дабы не переписывать здесь все нудное дословное описание, скажу своими словами. Все грузовые автомобили, автобусы всех типов, а также такси, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, запрещалось оставлять на стоянку на придомовой территории. Причем данный запрет распространялся и на транспорт, осуществлявший перевозки по заказу или для собственных нужд, без заключения договоров перевозки или фрахтования. Исключение составляли только автомобили каршеринга.
Все это следовало из разъяснений пресс-службы Минтранса.
Те, кто сейчас облегченно выдохнул, потому как «ГАЗель» и иже с ней имеют полную массу до 3,5 тонн – это вы поторопились. Формально это все равно грузовик. И то, что вы можете управлять им, владея всего лишь категорией «B» в водительском удостоверении, не освобождало вас от действия данного приказа. Вашему LCV все равно нельзя было ночевать в родном дворе.
Теперь к хорошим новостям. Во-первых, приказ распространялся только на территорию Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Во-вторых, непонятно, а кто же должен контролировать выполнение данного требования и ходить по дворам с проверками. Вроде как это дело Ростехнадзора, но у них обратная задача - проверять транспортные предприятия на предмет наличия у них собственной парковки или договора аренды машиномест на спецстоянках. А что творится во дворах – уже не их проблема.
В-третьих, несмотря на то, что приказ вступил в силу, вопрос с ответственностью за его нарушение так и не был решен.
При этом достаточно четкое наказание было для владельцев микроавтобусов. Для них парковка в зонах жилой застройки являлась ни чем иным, как нарушением одного из моментов пункта 7 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
И по факту, за парковку во дворе можно было получить либо предупреждение, либо штраф: на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - 20 тысяч руб., на юридических лиц - 100 тысяч руб. Некисло, надо признать.
Впрочем, в рамках механизма «регуляторной гильотины» - масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат (надо же, словосочетание-то какое подобрали!), действие данного приказа было отменено. Паркуйтесь на здоровье, дорогие «газелисты».
Но помните, что с приходом марта 2022 года все вышеописанные требования возвращаются вновь.
А еще отмененным приказом очень интересовались в Минтрансе Московской области. Причем подошли к обсуждению творчески и сразу отнесли каршеринг в категорию, которой во дворах не место.
Попутно внесли и еще одно «рацпредложение»: наказывать за парковку LCV во дворе по статьям ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» и ст. 8.8 КоАП «Использование земельных участков не по целевому назначению». На минуточку, максимальный штраф для юридических лиц по этим статьям варьируется от 100 тыс. руб. до 200 тыс. рублей.
Так что на кого именно и в каком виде распространится в итоге новый приказ «о парковке коммерческого транспорта» на данный момент вообще неясно.