Авва Феодор жил в IV веке в Египте на заре зарождения там монашества и был учеником знаменитого учителя монахов Пахомия Великого.
У него есть одно удивительное по глубине замечание, которое он произнес во время беседы со своим учеником, который жаловался на то, что, будучи мирянином, имел добродетели, а став монахом, потерял их.
Давайте прислушаемся:
«Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением».
В этом замечании заключена большая глубина, которая дается проникновению только христианскому сознанию. Попробуем в нее проникнуть.
Итак, вокруг нас есть (пока еще есть) достаточно людей, которые делают разного рода добрые дела. Это могут быть и общественные деятели и наши ближние.
Кто-то помогает больным и бедным, кто-то больным детям, кто-то – бездомным животным, кто-то занимается благотворительностью, кто-то просто добрый человек и всем помогает.
Казалось бы, что плохого – так и нужно. Мало того – больше ничего не нужно. И с точки зрения Бога – такой человек есть пример для всех окружающих.
Тем более что это - на фоне многочисленных толп эгоистов, ни о ком не думающих кроме самих себя.
Но здесь в который раз мы сталкиваемся с разницей между человеческим и божественным взглядом на одни и те же вещи.
Опять же – все дело в мотиве. По какому мотиву человек делает свои добрые дела? Что находится при этом в его сердце?
Понятно, что людей этот вопрос мало волнует или не волнует вообще. Они пользуются плодами его добрых дел, довольны и ни о чем не спрашивают. Более того – готовы превозносить этого человека как образец совершенства.
Но не то Бог. Он смотрит на сердце человека и постигает его мотивы. И Ему точно не все равно.
Здесь уместно вспомнить поговорку о ложке дегтя, которая может испортить бочку меда.
Нечто подобное может произойти и в человеческом сердце. Все его добрые дела могут обесцениться в глазах Божьих одной «ложкой дегтя» тщеславия и самомнения.
В то же время человек, не имеющих добрых дел, даже ленивый и грешный, но сознающий свою греховность и лишенный тщеславия и самомнения, оказывается ближе и приятнее Богу.
Вспомним притчу о фарисее и мытаре. Там описана подобная ситуация. «Хороший» фарисей, имеющий все добродетели того времени, оказался ниже в глазах Божьих, чем презренный и всеми отверженный мытарь.
Кто-то задаст вопрос – а почему так? Почему такой «небольшой» грех столь неприятен Богу, что обладатель его отвергается, несмотря на наличие многих добрых дел?
Ответ прост – этот «грех» напрямую связывает человека с сатаной.
Тщеславие, самомнение, гордыня – это причина грехопадения даже не человека, а дьявола. Поэтому и человек, зараженный этими грехами, сразу же выпадает из Божьей милости и благоволения.
Загвоздка в том, что эти грехи очень трудно осознать в себе.
Они тонки, незаметны и совсем не бросаются в глаза ни другим людям, ни их обладателям. В отличие от большинства других грехов и греховных страстей.
Но если человек не пытается их осознать и исправить, он неизбежно все дальше и дальше отходит от Бога.
И никакие его добрые дела не могут его приблизить к Богу, наоборот – все больше отдаляют его, ибо продолжают укреплять его тщеславие и гордыню.
Вернемся к авве Феодору и его ученику. Напомню, что тот сетовал, что, будучи в миру, имел много добрых дел, а став монахом, их потерял.
Что же ему ответил на это мудрый авва:
«Поверь мне, сын, то, в чем ты преуспевал в мирской жизни, преуспевал по причине гордыни и похвалы человеческой; они споспешествовали тебе, тонко действуя в тебе. Делание твое неприятно было Богу… Мнение твое, что ты имел добродетели, пребывая в мирской жизни, принадлежит к отраслям гордости: так и фарисей погубил все свои добрые дела. Теперь же, когда ты думаешь, что решительно не имеешь ни одного доброго дела, - этой одной смиренной мысли уже достаточно для твоего спасения: так был оправдании и мытарь, не сделавший ни одного доброго дела».
А ведь это все про нас.
Большинство из нас старается преуспевать в жизни именно по «причине гордыни и похвалы человеческой». И точно так же мы не замечаем этого смертоносного мотива.
Мало того и среди христиан очень много таких людей. Замечали ли вы их?
Кажется, что они – образцы христианской добродетели и совершенства, но почему-то хочется от них держаться подальше.
А причина в том же – самомнение и гордыня, развиваясь все больше в человеке, не могут не отталкивать других людей. «Деготь»-то в бочке меда не может не почувствоваться на вкус.
Так что будем внимательны к своей духовной жизни. Парадокс действительно удивителен.
Лучше быть ленивым, злым и бесполезным для других людей, но сознавать это, жалеть об этом и смиряться.
Чем добродетельным и совершенным, да еще и сознавать это совершенство и услаждаться им.
Оказаться по итогам такой жизни в лапах улыбающегося дьявола – та еще перспективка.