Любой фильм-экранизация предполагает неразрывную взаимосвязь двух произведений искусств: фильма и книги. Бессмысленно искать главенствующую сторону, потому что взаимодействие не предполагает лидерства - обе дополняют друг друга общей идеей, как пазлы одной картины. Кино и художественное произведение – это два абсолютно разных взгляда на одну проблему. Чем она актуальнее, чем интереснее и необычнее воплощение этой идеи в целостное произведение, тем удачнее эксперимент.
Интригующее название «Синдром Петрушки», имена знаменитых актеров Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, экранизация одноименного романа Дины Рубиной – все это привлекает зрителя принять участие в просмотре фильма.
Сюжет
История Пигмалиона и Галатеи так похожа на историю Пети и Лизы. Она сбегает с ним из родного дома, получая проклятие отца, он создает кукольный мир, подчиняя его своим эмоциям. Кукольник искренне верит в то, что может вдохнуть жизнь в свое творение. Он создает своими руками главную, неповторимую куклу, копируя внешность своей жены. «Зачем тебе жена, которая плачет во время выступлений, когда есть она!» - восклицает Лиза во время очередной ссоры. Борьба Творца и его Музы показана в завораживающем танце, раскрывающем глубокую психологическую драму. Открытый финал дает зрителю возможность самому представить продолжение этой истории.
Актерский состав
Кукольный мир, так тесно переплетающийся с реальностью, придает фильму оттенок загадочности, таинственности, неповторимости. Безусловно, как отмечает режиссер кинокартины Елена Хозанова, огромную роль в киноленте сыграл фундамент доверительных отношений актеров, уже не первый раз играющих вместе: Евгения Миронова, Чулпан Хоматовой и Мераба Нинидзе.
Сумели ли они вжиться в роль? Бесспорно. Бытовая сторона, реалистично воплощенная в жизнь, не дает сомневаться в профессиональности главных героев. Мераб Нинидзе, играющий роль психиатра и близкого друга семейной пары, дает оценку происходящему. Его замечания очень удачно вписываются в картину семейной жизни.
Однако, как говорил Станиславский: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Казалось бы, незначительная роль, но даже здесь можно удивить зрителя. «Застывший смех, взрыв внезапного хохота», характеризующий наследственное заболевание рождающихся детей кукольника, профессионально изобразил Зураб Кипшидзе в роли отца Лизы.
Невероятное
Цель фильма показать проблему гениального человека, одержимого искусством, его борьбу с реальным миром, его влияние на близких людей. Художественность картины, мрачность, блеклость Петербурга противопоставляется счастливому яркому детству Пети и Лизы. Очень удачная режиссерская задумка – показать плавный переход от детства к юности с помощью большого шкафа. Шкаф, олицетворяющий время, прячет в себе сначала мальчика Петю, а потом уже юношу, которого неожиданно обнаруживает отец Лизы.
Кинокартина не дает зрителю расслабляться, каждая сцена несет в себе необходимую для размышлений смысловую нагрузку, поэтому пересматривать хочется снова и снова. Зрителю приходится гадать, кто сейчас на сцене - кукла или женщина, останется ли Лиза с Борей в клинике или вернется к супругу, возможна ли счастливая жизнь у семейной пары, верящей в родовое проклятие.
К сожалению, профессионально снятый фильм не получил широкой огласки. Однако нельзя не отметить заслуг, как съемочной группы, так и известного миру хореографа Раду Поликтару, создавшего удивительный танец главных героев. Композитор Никола Рабеюс и дирижер Всеволод Полонский, а также принимающий участие в музыкальном сопровождении киноленты Санкт-Петербургский симфонический оркестр - сыграли немаловажную роль – фильм получил приз имени Микаэла Таривердиева « За лучшую музыку к фильму».
Фильм заставляет задуматься над своей жизнью, взглянуть на окружающий мир новым взглядом. После просмотра ощущается приятное послевкусие, которое характерно для удачного эксперимента. Только любовь к искусству и профессионализм помогают создавать человеку шедевры!