Найти в Дзене
Квинтэссенция Кино

Анализ смысла фильма "Парфюмер". Ч. 1. Символизм образа Гренуя

Оглавление

Фильм «Парфюмер» Тома Тыквера – это блестящая экранизация философского романа культового немецкого писателя Патрика Зюскинда. Именно «Парфюмер» принёс Зюскинду мировую известность.

В оформлении использован постер фильма "Парфюмер: история одного уби№цы" (взято из открытых интернет-источников)
В оформлении использован постер фильма "Парфюмер: история одного уби№цы" (взято из открытых интернет-источников)

Я с большим интересом прочитала не только эту книгу, но и другие произведения автора. Могу с уверенностью говорить о том, что они отличаются подлинным психологизмом, убедительностью, философской глубиной и символизмом. В художественную ткань произведений Зюскинда вплетены антигерои, изгои, терзаемые проблемами поиска собственного пути или обретением высшей цели.

Совершенно очевидно, что Том Тыквер не ставит своей задачей наиболее полно отразить все события книги, передать все рассуждения повествователя, от лица которого мы узнаём историю гениального злодея-парфюмера. Режиссёру, однако, удаётся не только убедительно передать атмосферу романа, но и позволить внимательному зрителю увидеть скрывающиеся за сюжетной канвой глубинные смыслы. О них я и хочу сегодня поговорить.

На первый взгляд, фильм показывает историю Жан-Батиста Гренуя как путь становления гениального парфюмера, одержимого поиском и созданием аромата, способного подчинять разум и тело. Такой квинтэссенции запахов, под действием которой грязный и безобразный клошар становится благоухающим ангелом. Ради этой сверхценной идеи Гренуй вполне готов забирать жизни, ведь, как говорится в романе, «с абстрактными понятиями, прежде всего этическими и моральными, у него были самые большие затруднения». Конечно, философский и символический пласты книги и фильма залегают гораздо глубже этого поверхностного уровня восприятия. Патрик Зюскинд, и вслед за ним, Том Тыквер, пытаются найти ответы на вопросы о том, какова природа гениальности и как связаны между собой культурная традиция и современное им искусство. Ответив на эти вопросы, мы сможем по-иному взглянуть на финал книги и фильма.

Кадр из фильма "Парфюмер ..." (взято из открытых интернет-источников)
Кадр из фильма "Парфюмер ..." (взято из открытых интернет-источников)

Жан-Батист Гренуй – это собирательный образ творца.

Он мог бы быть поэтом, художником, скульптором, но оказывается именно парфюмером. Как справедливо отмечают критики и литературоведы, до Зюскинда практически никто из писателей не задумывался над тем, что парфюмер может быть не просто ремесленником, но одарённым творцом, единственным в своём роде. Мы уже привыкли к тому, что образ главного героя может быть амбивалентен, однако образ Гренуя отличается не просто двойственностью, но многоплановостью и диффузностью восприятия. Это вполне отвечает критериям постмодернистского искусства, к которому может быть причислен роман «Парфюмер».

Характер Гренуя-гения формируется рядом противоречивых, но одновременно тесно взаимосвязанных качеств, среди которых инаковость, мессианство, новаторство, смесь изобретательности и слабоумия, нарциссизм и жестокость.

Инаковость главного героя заключается в том, что он и физически, и духовно отличается от большинства людей. Самым удивительным является то, что человек, способный различать на огромном расстоянии тончайшие ароматы, сам оказывается лишён какого бы то ни было запаха. Наверное, отчасти поэтому его тянет обладать ароматами. С отсутствием естественного для человека запаха коррелирует полное отсутствие моральных ценностей, то есть духа, души. Жан-Батист не случайно является выходцем из клоаки, сыном порочной торговки рыбой.

Его фамилия – Гренуй – переводится как "лягушка".

Кадр из фильма "Пафюмер..." (взято из открытых интернет-источников)
Кадр из фильма "Пафюмер..." (взято из открытых интернет-источников)

Эти бесхвостые земноводные являются холоднокровными животными. Это, в свою очередь, отсылает нас к хладнокровию обладателя фамилии Гренуй.

Жан-Батист, осознавая свой дар, полагает, что его особая миссия – вознесение над миром благодаря созданию идеального аромата. Такого, который способен даровать власть над толпой. Однако, поскольку истинный гений всегда бессребреник, Гренуя не интересуют богатство и высокое положение в обществе.

Он хочет властвовать над умами и телами людей как некое божество, как сила, находящаяся вне социума.

Гений – этот тот, кто наделён огромной волей и одержим своим делом. При этом он совершенно не обязательно должен быть интеллектуалом. И в этом Зюскинд настойчиво спорит с Шопенгауэром. Гений ароматов Гренуй учится говорить лишь в 4 года. Его часто называют слабоумным, недоумком, однако он обладает изощрённой хитростью. Сюжет «Парфюмера» говорит нам и о том, что гений вполне может быть злодеем.

Квдр из фильма "Парфюмер..." (взято из открытых интернет-источников)
Квдр из фильма "Парфюмер..." (взято из открытых интернет-источников)

Гренуя можно сравнить с демоном, антихристом.

На это указывает множество деталей. Во-первых, он лишён запаха, что отличает его от человека. Все, кто был близко связан с ним, загадочным образом погибают. Символичны фамилия и имя главного героя. Как мы помним, его фамилия переводится как лягушка. В Библии жабы или – в другом истолковании – лягушки являются наказанием за грехи. Они воплощают собой вторую казнь Египетскую, посланную фараону в наказание за его упорство и жестокость. Подобно им, Гренуй становится бичом человечества.

Его имя – Жан-Батист – во французском означает Иоанн Креститель.

Как мы знаем, Иоанн Креститель – ветхозаветный пророк, предсказавший пришествие Мессии в мир. Впоследствии крестил Иисуса в Иордане. Иоанн Креститель вёл отшельнический образ жизни, скитался в пустыне. Гренуй представляет собой перевёрнутый, травестийный образ крестителя. Это опять-таки связано с постмодернистской традицией в искусстве. То есть, перефразируя Германа Гессе, здесь мы имеем дело с игрой смыслами и ценностями всей нашей культуры. Так, если Иоанн Креститель искал духовного уединения, то Гренуй заточает себя в пещере, нарциссически наслаждаясь одиночеством и размышляя над созданием идеального аромата. Если Иоанн Предтеча совершал священные омовения ради таинства крещения, то Жан-Батист погружает пришедшую на его казнь толпу в волны аромата-афродизиака, пробуждающего в людях плотское влечение.

То, чем занимается Гренуй, – это процесс деконструкции, разрушения, отделения нематериального аромата от материального тела.

А значит, духи есть квинтэссенция душ. То есть, создавая свой самый важный аромат, Гренуй присваивает себе души девушек и женщин. Он, словно дьявол, забирает их дух, отделяя его от бренной плоти и подчиняя себе.

Кадр из фильма "Парфюмер..." (взято из открытых интернет-источников)
Кадр из фильма "Парфюмер..." (взято из открытых интернет-источников)

Гренуй – это также искажение образа Христа.

Если Богородица бережно кладёт новорождённого Иисуса в ясли, то мать Гренуя бросает своего сына на землю возле смердящей грязной рыбной лавки. Как известно, схематическое изображение рыбы – это древний символ Христа. По-гречески слово “рыба” звучит как “ихтис”. Это акроним имени и статуса: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Значит, гниющие рыбы – это символ кардинального искажения идей христианства. Таким образом, мы лишний раз убеждаемся в том, что Гренуй – это антихрист.

А что вы думаете о фильме "Парфюмер" и образе главного героя? Делитесь своими мнениями в комментариях!