Найти тему

Тайны дяди Гиляя, или Москва Гиляровского. Часть I. Хитровка

Оглавление

"Я — москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я — москвич!" В.А. Гиляровский

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855–1935) - русский и советский писатель, поэт, артист цирка, журналист прославился среди современников как знаток и краевед Москвы.

В.А.Гиляровский
В.А.Гиляровский

«Дядя Гиляй», как любовно окрестил Гиляровского его друга Антон Павлович Чехов, знал родной город наизусть, исходил и изъездил его вдоль и поперек. Знали и любили Гиляровского москвичи, да и не только, его статьями зачитывались и разбирали на цитаты, с его мнением считались. Владимир Алексеевич обладал недюжинной физической силой, которую, скорее всего, унаследовал от матери - потомственной запорожской казаки. Сила и выносливость помогала выживать Гиляровскому в самых трудных ситуациях: и когда он в шестнадцать лет, не сдав экзамен в гимназии, без денег сбежал из дома, и когда с ярославскими бурлаками сплавлял вниз по Волге баржи, и когда работал в цирке акробатом, и когда приехал практически без средств к существованию в незнакомую ему тогда Москву. Кроме статей в газетах и журналах, Гиляровский написал несколько книг, в том числе, и "Москва и москвичи". Интересно было бы посмотреть на Москву глазами Владимира Алексеевича, что мы сейчас и сделаем.

Хитровка, Хитров рынок - криминальная Мекка Москвы того времени. Но Гиляровский умудрялся водить сюда экскурсии: показывал Хитровку знакомым писателям, журналистам, просто тем, кто погряз в повседневности и скуке столичной жизни.

Хитров рынок, 1913
Хитров рынок, 1913
Хитровская площадь, наши дни
Хитровская площадь, наши дни

Достаточно сказать, что пьеса А.М. Горького "На дне" была написана им после посещения Хитровки, а все персонажи имели своих реальных прототипов. В этой клоаке Гиляровский чувствовал себя, как рыба в воде: "Я много лет изучал трущобы и часто посещал Хитров рынок, завел там знакомства, меня не стеснялись и звали «газетчиком»." Вот как он описывает Хитровку: "Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка — жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму."

Хитровка была наполнена кабаками и ночлежками. Одно из зданий "ночного притона" сохранилось до наших дней - это дом дворянского рода Свиньиных на углу Петропавловского и Певческого переулков.

Дом-Утюг, Певческий переулок 1/2, 1802
Дом-Утюг, Певческий переулок 1/2, 1802

"Дом-утюг", как его называли современники, был построен в 1802 году, и потом неоднократно перестраивался, дополнялся новыми формами. Гиляровский о жизни ночлежек Хитровки: "Иногда бывали обходы, но это была только видимость обыска: окружат дом, где поспокойнее, наберут «шпаны», а «крупные» никогда не попадались. А в «Кулаковку» полиция и не совалась. «Кулаковкой» назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали «Утюгом». Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался «Сухой овраг», а все вместе — «Свиной дом». Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага». Забирают обходом мелкоту, беспаспортных, нищих и административно высланных. На другой же день их рассортируют: беспаспортных и административных через пересыльную тюрьму отправят в места приписки, в ближайшие уезды, а они через неделю опять в Москве. Придут этапом в какой-нибудь Зарайск, отметятся в полиции и в ту же ночь обратно. Нищие и барышники все окажутся москвичами или из подгородных слобод, и на другой день они опять на Хитровке, за своим обычным делом впредь до нового обхода."

В 1880-1882 годах «Дом-утюг» был перестроен архитектором В. Д. Померанцева, а в 1923 году все ночлежки были закрыты. В 1925 году было создано жилищное товарищество, "Дом-утюг" был вновь реконструирован, ему добавили еще два этажа. С той поры это жилой дом.

В Москве сохранился еще один ночлежный дом - Дом Е.П.Ярошенко,здание в Подколокольном переулке.

Дом Е.П.Ярошенко, Подколокольный переулок, 1657
Дом Е.П.Ярошенко, Подколокольный переулок, 1657

В 1868 — 1872 годах дом принадлежал действительному статскому советнику, архангельскому губернатору Платону Викторовичу Степанову, от которого перешел в 1872 году его дочери - Елизавете Платоновне Степановой (во 2-м браке Ярошенко), супруге талантливого химика, инженера Василия Александровича Ярошенко. Дом во владении Е. П. Ярошенко посетили в 1902 году К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и художник В. А. Симов, чтобы понять быт «низов» перед постановкой пьесы Горького «На дне». Гиляровский пишет: "Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу»." Также описал Гиляровский описал нравы, царившие в ночлежках: "Зашел я как-то в летний день, часа в три, в «Каторгу». Разгул уже был в полном разгаре. Сижу с переписчиком ролей Кириным. Кругом, конечно, «коты» с «марухами». Вдруг в дверь влетает «кот» и орет:

-Эй, вы, зеленые ноги! Двадцать шесть!

Все насторожились и навострили лыжи, но ждут объяснения.

-В «Утюге» кого-то пришили. За полицией побежали…

— Гляди, сюда прихондорят!

Первым выбежал здоровенный брюнет. Из-под нахлобученной шапки виднелся затылок, правая половина которого обросла волосами много короче, чем левая. В те времена каторжным еще брили головы, и я понял, что ему надо торопиться. Выбежало еще человек с пяток, оставив «марух» расплачиваться за угощение.

Я заинтересовался и бросился в дом Ромейко, в дверь с площади. В квартире второго этажа, среди толпы, в луже крови лежал человек лицом вниз, в одной рубахе, обутый в лакированные сапоги с голенищами гармоникой. Из спины, под левой лопаткой, торчал нож, всаженный вплотную. Я никогда таких ножей не видал: из тела торчала большая, причудливой формы, медная блестящая рукоятка.

Убитый был «кот». Убийца — мститель за женщину. Его так и не нашли — знали, да не сказали, говорили: «хороший человек».

Пока я собирал нужные для газеты сведения, явилась полиция, пристав и местный доктор, общий любимец Д.П. Кувшинников.

- Ловкий удар! Прямо в сердце, — определил он. Стали писать протокол. Я подошел к столу, разговариваю с Д.П. Кувшинниковым, с которым меня познакомил Антон Павлович Чехов.

- Где нож? Нож где? Полиция засуетилась.

- Я его сам сию минуту видел. Сам видел! — кричал пристав.

После немалых поисков нож был найден: его во время суматохи кто-то из присутствовавших вытащил и заложил за полбутылки в соседнем кабаке."

Дом Е.П. Ярошенко также неоднократно перестраивался. В настоящее время в "Каторге", кроме жилых квартир находятся: Приходской совет церкви Трёх Святителей, Московские Православные регентские курсы Евгения Кустовского, иконописная и реставрационная мастерская при церкви Трёх Святителей.

Продолжение следует...

#гиляровский

#москва

#москвичи

#хитровка

#на дне