Только что прошла новость. Граждан Белоруссии, подписанных на телеграм-каналы, признанные в стране экстремистскими, будут привлекать к уголовной ответственности как участников экстремистских формирований. Это официальное сообщение МВД Белоруссии.
Событие острополитическое, но я хочу сказать про другое.
На мой взгляд, это новость из будущего, где наконец-то в виртуальной реальности есть законы, а в реальной жизни – контроль их исполнения. Хороши или плохи могут быть эти нормы, оставим пока за кадром вместе с недостатками возможного надзора. Идеальных законов не бывает, как и совершенных блюстителей этих законов, конечно же.
Дело в другом.
Сейчас интернет – зона, абсолютно свободная от права, морали и здравого смысла. Подписываясь на канал или группу, человек принимает решение лишь на основании собственных увлечений без учёта последствий. Особенно это опасно для детей и подростков, хотя и достаточно взрослые люди делают дикие вещи, как все мы знаем. И это действительно проблема, согласитесь.
Которая находит, наконец, выход.
Белорусское МВД пока не разглашает подробности выявления и наказания подписчиков экстремистов, но это и неважно.
Важно, что мяч теперь на стороне каждого гражданина Белоруссии. У него появилось право нарушить закон и подписаться на канал или воздержаться от подписки и остаться законопослушным членом общества. Любое из действий он совершит обдуманно, то есть примет на себя ответственность за свои действия в сети.
И чем больше в мире появится случаев осознанного поведения в интернете, тем быстрее он превратится в безопасное пространство, упорядоченное и скоординированное правовыми системами государств, в идеале – мировой системой.
Разумеется, понадобится время, чтобы виртуальный законодательный механизм сформировался и заработал. Наверняка будут и перегибы, и недоработки. Это естественный процесс.
Решение властей Белоруссии можно считать чрезмерным, приветствовать, критиковать, одобрять и называть наступлением на демократию. Но это не отменяет главного – мы видим один из первых реальных шагов к настоящему правовому регулированию интернета. И это хорошо