Найти тему
Иван Боганцев

Что такое тест PISA, как он работает на практике и почему российские школы в нём далеко не на первом месте?

Мы часто слышим, что школьная система той или иной страны является сильной или слабой. В действительности, сравнение целых образовательных систем — достаточно новое явление.

Еще в конце XX-го века у педагогов и исследователей просто не было инструментов, чтобы сравнить достижения школьников из России, США и Южной Кореи, которые по многим предметам изучают в своей массе просто совершенно разную программу (здесь надо оставить за скобками олимпиадное движение, для участия к которому каждая страна специально готовила своих самых выдающихся школьников; и при этом никаких международных олимпиад по литературе конечно не было).

Школа в Южной Корее
Школа в Южной Корее

Чтобы решить эту проблему Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР) разработала тест PISA (Programme for International Student Assessment), рассчитанный именно на то, чтобы сравнить образовательные системы по всему миру.

Как он этого достигает?

Во-первых, PISA измеряет уровень доступности образования внутри страны, то есть, по сути, образовательное неравенство. Например, в России его каждые три года проходят несколько тысяч детей из сотен школ в совершенно разных городах, а не только в столицах.

-3

Во-вторых, вопросы теста построены таким образом, чтобы измерять не знание фактов, а владение метапредметными навыкам и умение применить знакомый алгоритм для решения нестандартной задачи. Скажем, вопрос может содержать карту территории или план квартиры и предложение объяснить, как наиболее точно измерить (или даже предположить) ее площадь.

Сегодня тест проводится по трем направлениям: математика, наука и чтение.

Когда ОЭСР опубликовали первые результаты тестов 2000-го года, они содержали несколько громких сюрпризов. Некоторые страны, от которых ожидали высоких результатов, например, Германия, тест провалили. Другие, такие как Финляндия, неожиданно показали очень высокие результаты и, по сути, в одночасье превратились в образовательные сверхдержавы.

Чем может быть полезен для России опыт PISA?

Во-первых, он безусловно оказывает отрезвляющий эффект, необходимый для начала любых реформ. Россия в 2000-м году заняла 27-ое место и с тех пор существенно не изменила свое положение в рейтинге, болтаясь где-то между Дубаем и Турцией. Даже введение ЕГЭ, которое обычно помогает странам подняться в рейтинге, в нашем случае не очень сработало.

Страны-лидеры рейтинга PISA
Страны-лидеры рейтинга PISA

Во-вторых, PISA показывает, что целенаправленные и хорошо продуманные реформы все же могут привести к улучшению результатов. Так, Польша по результатам 2000-го года так же оказалась в третьем десятке, однако уже через 15 лет перебралась во второй, а по некоторым показателям даже в первый десяток рейтинга.

Наконец, возможно, самый важный урок, заключается в том, что достичь высоких результатов можно совершенно разными способами. Школы Финляндии и Южной Кореи — обе страны находятся в рейтинге очень высоко — устроены не просто по-разному, они во многом полные антагонисты. В Финляндии количество обязательных часов минимально, а в Корее многие дети учатся до десяти часов вечера.

Поэтому, выбирая направление для развития образовательный системы, необходимо ориентироваться не только на рейтинги, но и на культурные особенности страны, где проходит реформа.

Интересно? В следующий раз поделюсь с Вами, как должно быть устроено школьное самоуправление — подписывайтесь на канал!