Фридриха Горенштейна можно было бы отнести к российской литературной элите только за два сценария - "Солярис" и "Раба любви". "Солярис" стал обладателем специального Гран-при Каннского кинофестиваля и по праву входящий в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа, а художественный фильм "Раба любви", режиссёра Никиты Михалкова, в основу которого положена идея интерпретации судьбы актрисы Веры Холодной, стал жемчужиной российского кинематографа.
Но в элиту Горинштейн не попал. Он достаточно известный писатель. В его арсенале 16 романов и повестей, 8 пьес, 17 киносценариев, из которых поставлено 7 и только в пяти он указан как автор. 8 его книг были переведены и изданы во Франции, а в 1990-х годах 11 книг были опубликованы в Германии. Президент Франции дважды (в 1987 и 1989 годах) приглашал Горенштейна на традиционную ежегодную встречу в Елисейском дворце как представителя русских писателей. Его творчество высоко ценили те, кому Горинштейн доверял читать свои неизданные произведения. В этот узкий круг входили кинорежиссеры
Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, писатель Юрий Трифонов, режиссёр Марк Розовский. Все они считали Горенштейна гениально одаренным мастером.
Однако российскому читателю его имя и сейчас мало знакомо.
Ещё меньше он знаком с его произведениями, за исключением фильмов, где за давностью лет чаще обращают внимание на режиссёров, а не на сценаристов.
"Литературный гурман" представляет возможность исправить этот пробел.
Знакомьтесь!
Роман "Место".
Был написан Фридрихом Горенштейном в 1976 году.
Роман состоит из четырёх частей («Койко-место», «Место в обществе», «Место среди людей», «Место среди служащих») и эпилога («Место среди живущих»).
Сюжет.
Часть первая. Койко-место.
Гоша Цвибышев, 29-ти лет, живёт в Киеве (который в романе нигде не называется) и работает в строительном тресте. Койко-место в общежитии, которое он получил благодаря своему покровителю Михайлову, другу погибшего в лагерях отца, постоянно под угрозой. Администрация регулярно оказывает на него давление с целью выселения, что заставляет его каждый раз болезненно ощущать своё бесправие и заново унижаться перед возможными «благодетелями»...
Читайте обязательно!
"Литературный гурман" надеется, что вы пришлёте в его адрес отклики на роман, которые канал обязательно опубликует!
P. S.
Фридрих Наумович Горенштейн
родился в семье бердичевских евреев. Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937), профессор политэконом, в 1935 году был арестован в Киеве, приговорён 6 сентября 1937 особой тройкой УНКВД по Дальстрою и 8 октября 1937 года расстрелян. Мать — директор дома для малолетних нарушителей, позже заведующая бердичевским детсадом № 19 Эна Абрамовна Прилуцкая (1901—1944) — с маленьким сыном и семьёй старшей сестры отправилась из Бердичева в эвакуацию в Наманган, где умерла. Фридрих был помещён в детский дом, где переболел полиомиелитом, оставившим после себя лёгкую хромоту. После войны был разыскан родными сёстрами матери — Злотой и Рахилью, и рос в их семье.
Работал чернорабочим, в 1955 году окончил Днепропетровский горный институт,
в 1955—1958 годах работал горным инженером на шахте в Кривом Роге, затем мастером в тресте «Строймеханизация» в Киеве. Учился в Москве на Высших сценарных курсах. Написал много произведений, из которых в СССР был опубликован только один рассказ, который, однако, сделал ему имя, — «Дом с башенкой», в журнале «Юность» в 1964 году.
Зарабатывал на жизнь сценарной работой, при этом его имя не всегда значилось в титрах фильмов.
В 1978 году Горенштейн начал публиковаться за границей и принял решение эмигрировать из СССР.
В 1980 году выехал в Вену, 24 декабря того же года поселился в Западном Берлине, куда был приглашен на годовую творческую стипендию Германской службы академических обменов DAAD (став первым русским писателем-стипендиатом). Его произведения печатались в нью-йоркском издательстве «Слово» и в эмигрантских журналах «Континент», «Синтаксис», «Грани», «Зеркало Загадок».
После того как в 1992 году в Москве в издательстве «Слово» вышел трёхтомник Горенштейна, десять лет его книги в России не издавались, молчала и литературная критика.
Умер в Берлине от рака поджелудочной железы, не дожив нескольких дней до своего 70-летия.