Найти тему
Искусство Сибири

СТАЛИНСКИЙ АМПИР И ПОСТСОВЕТСКИЕ СМЫСЛЫ

или почему мы любим витражи Государственной научной библиотеки Кузбасса им В.Д. Федорова

В Кемерово при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.

Архитектура основного корпуса Государственной научной библиотеки Кузбасса им В.Д. Федорова выделяется среди других зданий общественного назначения. Выполнена в стиле советского неоклассицизма, она мыслилась как дворец. Интерьер основного корпуса библиотеки действительно соответствует представлениям о дворце. Особенно витражный зал, фойе и зал периодики рождает гамму эмоций у читателей. Высота этих пространств простирается на два этажа, длина и ширина двух залов и фойе занимает больше половины площади второго этажа.

-2

К сталинской архитектуре в Кемерове всегда очень трепетно относились. Так, что в 1990-е годы в залах и на промежуточных лестничных площадках библиотеки разместили витражи. Девять витражей главного фасада созданы томским художников Николем Илёшиным. Витражы торцевых фасадов выполнил томский мастер Алексей Потемкин. в залах и фойе – томский художник Николай Илёшин. Эти витражи выполнены в 1994 году. Позже были выполнены витражи промежуточных площадок лестниц. Предположительно, автором эскизов витражей являлся Евгений Корягин, а исполнителями стали томские художники. По смыслу и по композиции эти витражи продолжают концепцию художественности Н. Илёшина.

-3
-4
-5

Стиль Николая Илёшина узнаваем. В своих работах он сочетает геометрическую абстракцию, узнаваемые предметы (ветки рябины, птицы) и элементы архитектуры. На уровне второго этажа расположены высокие окна арочной формы. Николай Илёшин заполняет их динамичной композицией. Динамика проявляется в сочетании мелких и больших фрагментов остекления. При восприятии глаз пробегается по дробному орнаменту прямых и полукруглых членений, а потом останавливается на больших стеклянных полотнах. Верхние квадратные окна, расположенные на уровне третьего этажа, выполнены в контрастном колорите и продолжают движение, намеченное в композициях арочных окон.

-6

-7
-8

В каждом зале витражи создают свое настроение. Арочные окна построены на сочетании мягких сближенных оттенков голубого и бежевого. Колорит окон лестничных площадок построен на контрасте ярко-синего и желтого. В этом проявилась функциональность витражей. Окна с остеклением в мягкой цветовой гамме рассчитаны на освещение, при котором можно работать. А вот окна лестничных площадок преобразуют солнечный свет и наполняют пространство магией.

-9
-10
-11

Можно предположить, что художник рассчитывал на медленное созерцание витражей. Рисунок металлического каркаса соединяет геометрический, архитектурный и растительный мотив. Перетекание форм от абстракции к архитектуре и далее к растительности симптоматично для позднесоветского времени. Сочетание живого в неживого, природного и абстрактного пронизывает интерьер библиотеки. Аналогичный прием использовал А. Суслов в панно «Произведение технологий» на первом этаже библиотеки. В 1980 – 1990-е годы изобразительное искусство принизывали культурфилософские идеи о будущем. По сути, основной корпус библиотеки, построенный в стиле сталинского ампира, наполнен художественным и мировоззренческим контекстом позднесоветского времени.

-12

Понятно, что библиотека выполняет свою основную функцию - сохранение печатных и электронных изданий разных периодов. Видимо, функция сохранения и трансляции отразилась в соединении классицистической архитектурной формы и изобразительности постсоветского периода. В этом ключе восприятия, здание Государственной научной библиотеки Кузбасса им В.Д. Федорова – отличный пример сочетания художественных идеалов разных периодов.