Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-культурные науки. По кодификатору нам нужно знать: Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания Обозначим главные пункты: 1. Определение понятия "Наука" Наука - творческая деятельность*, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке. (Боголюбов 10 класс база) Я считаю, что это определение хорошее, так как соответствует тому, что от нас просят на ЕГЭ (забегая вперёд, скажу, что данное определение очень похоже на определение научного познания**, которое дано в содержании верного ответа к вопросу 25 варианта 4 типовых экзаменационных вариантов Лисковой и Котовой 2020 года выпуска, то есть те, которые использовались для подготовки к ЕГЭ 2021 года

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-культурные науки.

По кодификатору нам нужно знать:

Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания

Обозначим главные пункты:

1. Определение понятия "Наука"

Наука - творческая деятельность*, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке. (Боголюбов 10 класс база) Я считаю, что это определение хорошее, так как соответствует тому, что от нас просят на ЕГЭ (забегая вперёд, скажу, что данное определение очень похоже на определение научного познания**, которое дано в содержании верного ответа к вопросу 25 варианта 4 типовых экзаменационных вариантов Лисковой и Котовой 2020 года выпуска, то есть те, которые использовались для подготовки к ЕГЭ 2021 года)

*Здесь и далее курсивом выделены родовые принадлежности понятия "Наука"

**Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний об окружающем мире.

Наука - Система знаний / Вид деятельности / Социальный институт (Гринберг 10 класс) В учебнике как такого определения науки нет, но указаны сферы, внутри которых может рассматриваться наука, что в последующем разворачивается в обозначении отдельных аспектов науки и помогает понять эту тему намного лучше, нежели в учебнике Боголюбова. Рекомендую почитать именно этот учебник, потому что там хорошо раскрыта данная тема.

Наука - сфера достоверного и объективного знания, которое многократно проверяется в самых разных экспериментах и исследованиях. (Кравченко 10 класс) Данного определения хорошо раскрывает науку как систему знаний.

Наука - форма духовной деятельности людей (духовной культуры - прим. автора статьи), направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. (Баранов) Определение, на мой взгляд, слишком большое и не раскрывает науку так, как это нужно для экзамена. Если бы не последние два слова об объективных законах, то данное определение можно было бы легко применить к понятию "Познание" из темы 1.3. Также я написал в скобках о духовной культуре, как о родовой принадлежности понятия "Наука", так как считаю, что лучше рассматривать эту тему в справочнике Баранова, опираясь на то, что наука - именно область культуры, о чем я говорил в статье, посвященной теме 1.10.

Наука - теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме основанные на данных исследований. (Брандт) Аналогично определению Кравченко, считаю, что данное определение хорошо раскрывает понятие как систему знаний.

Главная проблема определения науки состоит в том, что существует такое понятие как "научное познание". Именно научное познание мы всегда будем характеризовать как вид деятельности. А вот наука - это, скорее, система знаний, либо область духовной культуры. И что с этим делать - черт его знает.

2. Естественные и социально-гуманитарные науки

В учебнике Гринберга науки классифицируются по двум признакам:

  • по назначению: Фундаментальные / Прикладные
  • по объекту изучения: Естественные / Точные / Технические / Общественные / Гуманитарные

В учебнике Кравченко науки классифицируются только по объекту изучения: Социальные / Гуманитарные / Естественные / Технические

В учебнике Боголюбова классификаций научных дисциплин я не нашёл

3. Особенности научного познания

Боголюбов: Объективность / Обоснованность / Системность знания / Проверяемость

Гринберг: Объективность / Сущность / Широта объектов познания / Особая этика познания / Специальная организация исследования / Рациональность / Доказательность / Системность / Творчество

Кравченко: Объективность / Доказательность / Проверяемость / Воспроизводимость

Типовые экзаменационные варианты Лисковой и Котовой 2020 года выпуска (задание 28 варианта 17, план на тему "научное познание"): Стремление к объективности / Специальный язык / Особые процедуры проверки результатов и др.

4. Уровни научного познания

Эмпирический и Теоретический (примерно = Чувственный и Рациональный уровни познания в теме 1.3.)

5. Способы и методы научного познания

Боголюбов:

  • Содержание знания (то есть способы - прим. автора статьи) - Э (эмпирический уровень научного познания): научный факт / Т (теоретический уровень научного познания): понятие, гипотеза, научный закон
  • Методы исследования - Э: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент / Т: аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Гринберг:

  • Единицы знаний (то есть способы - прим. автора статьи) - Э: факт / Т: понятие
  • Методы - Э: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование (физическое) / Т: моделирование (математическое), формализация, математизация, абстрагирование, идеализация, исторический метод / У (универсальные): анализ, синтез, гипотеза, сравнение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, аналогия

Кравченко:

  • Методы - Э: наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов

Да, это очень маленькое количество информации, но, как ни странно, именно оно в основном встречается в заданиях ЕГЭ. Часто попадаются задания с формулировкой по типу:

Ученик выполняет работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке действия ученика, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.
1. наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине (просто представьте такого ребенка...)
2. запись высказываний одноклассников о чтении книг (мне кажется, над нами кто-то свыше смеётся)
3. выявление закономерностей выбора книг (а микроисследование, как я понимаю, идет все 11 лет в школе)
4. анкетирование одноклассников об их любимых книгах
5. выдвижение гипотезы
6. формулирование выводов
Ответ: 124 (Типовые экзаменационные варианты 202 года выпуска, вариант 5, задание 6)

Самое интересное, что в плане из типовых экзаменационных вариантов Лисковой и Котовой 2020 года выпуска (задание 28 варианта 17, план на тему "научное познание") методы научного познания просто перечислены в столбик без какого-либо деления.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой нашел 12 заданий на эту тему.

3 задания на сопоставление уровней научного познания и их характерных черт:

Уровни научного познания: 1. эмпирический 2. теоретический
Признаки:
А. выявление и объяснение закономерностей
Б. сбор фактов
В. описание наблюдаемых явлений
Г. формулирование научной проблемы
Д. выдвижение гипотез
Ответ: 21122 (вариант 26, задание 5)

Хорошие определения уровней научного познания даёт Кравченко в учебнике 10 класса:

"Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования (познания - прим. автора статьи): 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развернутой научной картины мира."

3 задания на выбор методов одного из уровней научного познания (эмпирического или теоретического)

Заострю ваше внимание на двух заданиях:

Методы научного познания: 1) наблюдение 2) эксперимент 3) абстрагирование 4) формализация
Признаки:
А) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта
Б) целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта без вмешательства исследователя в процесс
В) отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов какого-либо языка
Г) исследование явления в контролируемых и управляемых условиях
Д) возможность корректировать исследуемую ситуацию
Ответ: 31422 (вариант 19, задание 5)

И второе задание, ответ которого я так и не понимаю:

Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Ученые описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из пересиленных ниже методов использовали ученые в приведенной ситуации?
1) наблюдение 2) эксперимент 3) моделирование 4) конкретизация 5) эмпирическое описание 6) абстрагирование
Ответ: 15 (вариант 28, задание 6)

Почему такой ответ - черт его знает. Сразу можно убрать варианты 2, 3 и 6, выбрать вариант 5. Но откуда они наблюдение-то тут взяли? И почему конкретизация не подходит? Если есть мысли на этот счёт, обсудим в комментариях.

Составляем план:

1. Понятие наука
2. Классификация наук по назначению
2.1. Фундаментальные
2.2. Прикладные
3. Классификация наук по объекту изучения
3.1. Естественные
3.2. Точные
3.3. Технические
3.4. Социальные
3.5. Гуманитарные
4. Понятие научное познание
5. Особенности научного познания
5.1. Объективность
5.2. Доказательность
5.3. Особый язык
6. Уровни научного познания
6.1. Эмпирический
6.2. Теоретический
7. Методы научного познания:
7.1. Наблюдение (э - прим. автора статьи)
7.2. Описание (э)
7.3. Анализ (у)
7.4. Синтез (у)
7.5. Моделирование (т)
7.6. Абстрагирование (т)

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Гринберга 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Кравченко 10-11 классы
  • Видео на ютуб:

#егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #наука #научное познание #уровни научного познания