Большую часть жизни я провел в провинциальном городе, медвежьем угле, где градообразующее предприятие закрыто более 20 лет. В царские времена на этой территории были ничем не примечательные крестьянские хозяйства. В 30-е годы здесь основан город на месте ценных энергетических ресурсов, призванных снабжать топливом электростанции, питающие крупнейший город региона. Также ресурсы отправлялись в расположенную вблизи республику. В 90-е года отделившиеся соседи перестали потреблять ресурс, мегаполис перешел на другое топливо. Шахты уснули. Рабочие нашли себя в других сферах или спились. В период активной эксплуатации горючих материалов город дышал, с каждым вздохом раскидываясь все шире, для удобства шахтеров строились двух и трехэтажные дома вблизи места работы. В некоторых домах всего один подъезд, четыре квартиры, иногда под 80 метров, если не больше. В итоге появился целый микрорайон с малоэтажной застройкой. Дома строились в 40-50-е годы пленными немцами. Здания без фундаментов, стоят на земле. Подъезды деревянные, оказавшись внутри, попадаешь в музей. Пока функционировали шахты, рабочие жили и платили за обслуживание домов, никто уезжать не собирался. С закрытием шахт денег у людей стало меньше, как и жильцов, но метров жилплощади на собственника осталось много. Разговаривая с жителями, я узнал, что требуется срочный ремонт кровель, фасадов, инженерная инфраструктура за десятилетия превратилась в труху, заплатка в одном месте разрушает трубу в другом. Чтобы капитально отремонтировать дома необходимы колоссальные финансовые вложения особенно теперь, когда цены на стройматериалы улетели ракетой. Жителям власти обещают, что в ближайший год будет отремонтировано более 100 кровель. Когда сделают все остальное неизвестно. Граждане ждут долгожданный ремонт с нетерпением.
Разговаривая с людьми из сферы ЖКХ мне стало известно, что существует альтернативное мнение по поводу необходимости ремонта этих домов. Речь идёт о ремонте, хотя здесь скорее подходит реконструкция от 100 до 150 кровель – это стоит десятки миллионов рублей. Когда проведут остальные виды ремонтных работ неизвестно. С каждым годом в микрорайоне активных плательщиков за капитальный ремонт становится все меньше, остаются пенсионеры. Из-за того, что квартир в домах мало, а метров на человека много платежа за капитальные ремонт недостаточно даже для поддержания существующего состояния, при этом многие не платят, зачастую окна первых этажей в домах заколочены. Зачем вкладывать миллионы, если можно купить новые квартиры с таким же метражом в центральной части города и расселить людей. Не потребуется млрд рублей на ремонт и поддержание домов, которым уже за 70 лет. Подведены расчеты, что дешевле купить людям квартиры или даже построить новые дома, чем пытаться отремонтировать старейший фонд. В общественном мнении небольшого городка вцепились зубами в обещания губернатора провести капитальный ремонт домов микрорайона. Никто не осмеливается поднять целесообразность подобных вложений, предложить альтернативный вариант решения проблемы.
Чтобы реализовать план с расселением старого жилищного фонда, нужна политическая воля. Внизу вертикали власти таких людей нет. Весомый аргумент За переселение людей – это возможность раз и навсегда решить проблему старого фонда, что даст политических очков. А самое главное, что покупка квартир обойдётся дешевле ремонтов – это позволит чиновникам и всем заинтересованным «украсть» больше денег с госконтрактов. А если строить новые дома, то «распилить» получится ещё больше. Здесь коррупция может стать стимулом чиновникам заработать, а параллельно решить животрепещущую проблему людей. Единственный минус подобного решения – это превращение заброшенного района в центр притяжения для асоциальных элементов, бандитов и наркоманов.
Если будет проведен ремонт кровель, то бюрократическая машина не сможет сдать назад, ведь деньги уже потрачены. Именно сейчас необходима общественная дискуссия, пока бюрократический механизм не начал работу. Специалисты ЖКХ сами понимают, что этот ремонт не решит проблем людей, а деньги уйдут в песок.
Юрий Дудь, Варламов и другие показали состояние заброшенных городов Воркуты и Колымы. По всей стране разбросаны типовые поселки, возведенные вокруг градообразующего предприятия. Нерентабельное производство закрыли, многие уехали, денег на развитие нет. В условиях ограниченных ресурсов стоит ли держаться за прошлое и пытаться восстановить старое. Если удастся провести капитальные ремонт крыш, когда отремонтируют остальные элементы: канализацию, отопление, водоснабжение, электроснабжение? Может быть, стоит вновь провести общие собрания собственников и объяснить, что приобретение квартир в городе выгоднее, чем пытаться восстанавливать. Возможно, стоит разрубить Гордиев узел.