В этом фильме 1967 года есть какая-то загадка, вроде обычный житейский сюжет. История простой деревенской женщины Анны Григорьевны, которая приехала в Москву продать домашнюю ветчину, накупить обновки детям и образумить сноху Нинку. Случайно встретила московского таксиста Сашу и сильно ему понравилась.
Я очень люблю этот фильм Татьяны Лиозновой и все время хотела понять, почему Нюрка, такая по-детски непосредственная и безгрешная, обманула таксиста. Пообещала прийти вечером на свидание и не пришла.
Так уж бывает, что женщина порой обещает мужчине то, что не может выполнить. Обещает прийти и не приходит.
За 300 километров от Москвы в деревне на Оке живет счастливая женщина Нюрка. У нее дом - полная чаша, двое детей и муж-бакенщик. Ее день заполнен тяжелой работой с рассвета и до изнеможения. Ей некогда и взглянуть на восход солнца, от которого один грех прощается, как говорит мудрый дед-пастух. "Я же безгрешная", - простодушно улыбается Нюрка и продолжает полоскать белье в реке.
Муж ее, Гришка, суровый и грозный мужчина. Ей снится, как в молодости они целовались с ним. А ныне она и "руку его забыла", а мужнину ласку во сне видит. Так это только на пользу, считает суровый Гришка, чего жену оглаживать, она же не телка. А руки не помнит, так это хорошо, значит не бьет муж.
И вот по его наказу Нюрка едет в Москву продать ветчину и образумить сноху. Дело не шуточное, ведь Нинка надумала опозорить его на всю деревню и развестись со своим мужем. Гришка особенно грозен, когда говорит о своей сестре Нинке, к которой и отправляет жену. Женщина должна ждать мужа годами из тюрьмы, раз он не умер. И вообще, если дочь скоро невестой будет, значит свое отжила. И вот простоватая деревенская женщина Нюрка, вооруженная такой житейской мудростью, отправляется в большой город.
Ну, разговорилась с незнакомым человеком, так это часто бывает, Нюрка словоохотливая. У нее свой выстроенный взгляд на мир. "Легко только злыдни живут, у них забот нет". "Сама рук не оборвешь, счастья не будет! " Когда московский таксист Саша спрашивает ее, замужем ли она и кем работает муж, с какой тихой гордостью она отвечает про своего Гришку-бакенщика.
Мы видим, что она все понимает про хозяйство, про корову, как продать ветчину и не переплатить таксисту. Но, оказывается, что про себя она ничего не знает. Не знает, что она обладает такой силой женственности, которая покоряет мужчин. Даже не представляет, что от нее на деревне светлее стало.
Она из тех женщин, которые умеют полностью раствориться в любимом мужчине, как "Душечка" в рассказе Чехова. Только послушайте, как она говорит о своем муже, как будто он не бакенщик, а космонавт. Понятно, почему Саша не может проститься с ней и цепляется за любую возможность продлить разговор, побыть еще хоть немного рядом с ней, как будто вся жизнь его зависит от этого.
А песня про нежность и про французского летчика, спетая с деревенскими причитаниями и оханьем, становится для него тайным знаком особой близости душ.
Вот только Анна Григорьевна смирилась, что для всей деревни она навсегда будет только Нюркой. Побороть смущение и спеть песню по просьбе мужчины – это одно, но выйти из квартиры к нему на свидание – это невозможно для Нюрки!
Она только что рыдала над судьбой снохи. Ведь развод - это позор, все равно муж вернется из тюрьмы и будет еще хуже бить и пить. А новый возлюбленный сейчас готов на руках носить, а привыкнет, тоже бить будет. Бесполезно что-то менять, надо жить ту жизнь, которая есть, а не фантазировать попусту.
Но даже себе она не признается, как во сне видит молодость и страстные поцелуи мужа. Не хочет вспоминать, как все в ней сопротивляется приговору мужа "отжила свое". Ведь Нюрке не больше 35 лет, и она в самом расцвете зрелой женской красоты. Как и самой Дорониной, которой было 34 года во время съемок.
Понятно, почему героиня Дорониной не выходит на свидание. Ну, не могла Анна Григорьевна пойти против своей судьбы - держать на себе весь дом, хозяйство, семью, быть основой этого мира для своих близких, служить им. Даже если не ценят и не благодарят.
Но обещала почему? Просто что бы отделаться от надоедливого мужика? Герой Ефремова и сам понимал, что она бесследно исчезнет из его жизни. Понимал это и надеялся на чудо. "Точно придешь? Я ведь только добра тебе желаю!"
Вернулась в деревню к себе Анна Григорьевна другим человеком. Даже знакомый шофер, что подвозил от станции, заметил, что она сама не своя.
Вроде удачно наторговала и купила все на радость детям, а сама не своя. Не может ведь Анна Григорьевна жалеть о том, что пропустила свидание. Почему кошки на душе скребут?
Беда, если пожалела мужика. Для Анны Григорьевны пожалеть, значит полюбить. Изменится ли ее жизнь после этой поездки? Конечно, нет. Будет она по-прежнему работать как каторжная.
В картине есть заключительный эпизод, когда муж и дети неожиданно увидели другую Нюрку. Дома по радио звучит песня про того французского летчика и нежность, и на несколько минут в ней проступает какой-то пугающе прекрасный и незнакомый образ.
Что почувствовала она? Что поняла о себе и своей жизни Анна Григорьевна? Зачем она обманула таксиста Сашу? Стояла у окна, смотрела, как мучается в ее ожидании от отчаяния и надежды хороший мужик и жалела.
Дай бог сил женщинам, которые выбрали быть опорой своим близким. Понятно, что ее и дальше будут использовать как батрачку. Сегодня еще объяснили бы про низкую самооценку. Но это не про Нюрку. У нее нормальная самооценка, она на обещания «носить на руках», «катать по Москве как интуристку» не покупается. Просто она всей душой чувствует, что на ней держится жизнь ее семьи.
И все же, почему она дала надежду, понимая, что не выполнит обещания? Я не нашла в фильме ответ. Так уж получается, что иногда хорошие люди встречаются только для того, чтобы причинить друг другу сильную боль. Зачем-то судьбе нужно, чтобы в их душах пронзительно звучала мелодия несостоявшейся любви.
В статье использованы фотоматериалы из открытых источников
#кино #советское кино #семейные отношения #актеры #отношения между мужчиной и женщиной
Друзья! Поделитесь вашими впечатлениями о фильме!
Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!