Во время холодной войны человечество пережило целый ряд инцидентов, которые могли закончиться его истреблением. Я расскажу о самых поразительных случаях, когда человечество, само того не подозревая, чудом избежало Судного дня.
1. Черная суббота
С 16 по 28 октября 1962 года происходил Карибский кризис. Кульминация кризиса пришлась на 27 октября, впоследствии названное «черной субботой». В тот день раздались выстрелы, которые могли стать первыми в Третьей мировой войне: советский расчет ПВО сбил самолёт-разведчик U-2 над Кубой. Пилот Рудольф Андерсон погиб. Через несколько часов кубинские зенитки обстреляли ещё пару самолетов-разведчиков американского флота. Президент Джон Кеннеди оказался под сильнейшим давлением со стороны военных, требовавших от него решительных ответных мер. К счастью, он отверг предложение нанести удар возмездия. Менее известно, что в тот день произошло еще два события, которые могли привести к глобальной катастрофе.
2. Северный Ледовитый океан
Другой, не менее опасный, инцидент «черной субботы» произошел на другом конце земного шара. События произошли на архипелаге Новая Земля. Хотя мир стоял на пороге Третьей мировой, советские и американские военные как ни в чем не бывало продолжали испытания ядерного оружия. Вскоре после взрыва с военной базы на Аляске взлетел самолет U-2 под управлением капитана Чарльза Молтсби. Он должен был совершить полет к Северному полюсу и забрать пробы воздуха, чтобы проверить их на радиоактивные осадки. Молтсби взял пробы, после чего развернул самолет и взял курс на свою базу. Но вскоре пилот понял, что что-то идет не так: он никак не мог найти нужный радиомаяк. Поскольку полет проходил за полярным кругом, магнитный компас был почти бесполезен. Обычно в таких случаях пилоты U-2 использовали для проверки курса звёзды. Но той ночью и звёзд не было видно из-за очень яркого полярного сияния. Молтсби позже осознал, что совершил чудовищную ошибку. U-2 не возвращался домой. Он вошел в советское воздушное пространство над Чукоткой. Это произошло через полтора часа после того, как U-2 Рудольфа Андерсона был сбит над Кубой. ПВО СССР засекла появление U-2. В воздух были подняты МиГи с указанием сбить нарушителя. Перехватив советский радиообмен, американцы, в свою очередь, запустили пару истребителей F-102 с указанием эскортировать самолет Молтсби домой и при необходимости защитить его от МиГов. Пентагон после случая на Кубе перевёл войска на повышенный уровень боеготовности и на истребители были установлены ядерные боеголовки. Но до боя дело не дошло: «потолок» МиГов был ниже высоты полета U-2. Советские истребители сопровождали нарушителя, но не могли его сбить. В итоге Молтсби сумел сориентироваться и выйти из советского воздушного пространства до подхода F-102.
3. Случай с подлодкой Б-59
Первый инцидент произошел у побережья Кубы. В тот день американские корабли обнаружили советскую дизельную подлодку Б-59, пытавшуюся пройти через объявленный Кеннеди «карантин». Выполняя приказ, американцы начали сбрасывать в воду глубинные заряды, пытаясь заставить Б-59 всплыть на поверхность. Во имя скрытности Б-59 при подходе к Кубе перешла в режим полного радиомолчания, прекратив связь с командованием. Чтобы уйти от американских кораблей, Б-59 пришлось погрузиться на предельную глубину. Американцы продолжали сбрасывать глубинные бомбы. Напряжение на борту Б-59 росло, и командир подлодки, капитан 2-го ранга Валентин Савицкий, не выдержал. Он отдал указание готовить к запуску торпеды с ядерными боеголовками. По воспоминаниям одного из свидетелей инцидента, замполит Илья Масленников и находившийся на борту подлодки капитан 2-го ранга Василий Архипов (начальник штаба бригады подводных лодок, в которую входила Б-59) быстро успокоили командира. Западные историки утверждают, что ситуация была куда драматичнее. Дескать, и Савицкий, и Масленников хотели атаковать, и все решило самообладание Архипова, отвергшего этот вариант. Стоит отметить, что при обычных обстоятельствах для применения ядерного оружия достаточно решения командира подлодки и замполита. Но этот случай был особым. Архипов формально не командовал Б-59, но по статусу был старшим на борту. Решение о применении ядерного оружия требовало и его согласия. Так или иначе, мнение Архипова стало решающим в предотвращении катастрофы. После полной разрядки аккумуляторных батарей Б-59 пришлось всплыть на поверхность. За год до Карибского кризиса Василий Архипов совершил плавание в должности замполита на борту печально известной атомной подлодки К-19, когда на ней произошла авария с выбросом радиации. По мотивам тех событий Кэтрин Бигелоу сняла фильм «К-19». Лиам Нисон сыграл в нем персонажа, основанного на Архипове.