Найти тему
частные суждения

Праздник непослушания в Солнечном городе

Представим, что мечты о всеобщей автоматизации реализовались. Всех водителей и пилотов заменила автоматика, всех экспертов — алгоритмы на базе самообучающихся нейронных сетей, всю сферу обслуживания — роботы, человекоподобные и не очень. Даже хирургов можно заменить автоматической системой с манипуляторами, объёмным техническим зрением, дополненным рентгеном или МРТ. Ну и конечно, все экономические агенты, от биржевых брокеров до топ-менеджеров корпораций, также будут представлены системами с искусственным интеллектом, заточенным на бизнес-эффективность. Не ворующим, не имеющим собственных эгоистичных интересов, не нуждающимся во сне и отдыхе.

Вкалывают роботы, счастлив человек.
Вкалывают роботы, счастлив человек.

Что останется людям? Да то же самое, чем сейчас большую часть времени они заняты, по крайне мере в развитых странах — спорт, туризм, культура (включая компьютерные игры и просмотр сетевого контента), саморазвитие, творчество и разнообразный активный и пассивный отдых. А всё производство, бизнес, юриспруденция и т.д. лягут на железные плечи роботов. Изменится ли общество? С одной стороны, для этого нет особых причин, ведь в нём будут происходить в точности те же процессы, что и сейчас. Ведь не изменился же телефонный спам, когда живых людей в нём заменили боты. А с другой — есть по крайней мере одна весьма веская причина для коренных перемен.

Школа в слаборазвитой стране.
Школа в слаборазвитой стране.

Современная школа, да и вся система образования в целом — порождение индустриального общества, которому были нужны грамотные рабочие, квалифицированные специалисты, творческие мыслящие инженеры и наконец, честные и профессиональные учёные. Неизвестно, понадобятся ли учёные автоматизированному миру, в конце концов эвристические алгоритмы тоже могут совершать научные открытия (пока что лишь в теории, но ведь и машинный перевод когда-то был чистой теорией). Это значит, что и наукой, и изобретательством люди станут заниматься как сейчас они занимаются кузнечным делом — только в качестве хобби.

Учёный, занимающийся прикладной химией для развлечения — как собственного, так и зрителей его ютуб-канала.
Учёный, занимающийся прикладной химией для развлечения — как собственного, так и зрителей его ютуб-канала.

Уже сейчас детей учат дистанционно, а взрослые успешно получают второе высшее образование через сеть. То есть собирать детей в классы и запирать их на несколько часов в отдельном здании нет нужды. Причин для сохранения традиционных школ две: освобождение родителей от присутствия их чад по крайней мере на полдня и социализация подрастающего поколения. А также приучение его к дисциплине, необходимой для рабочего и служащего в индустриальном государстве. Но когда государство становится постиндустриальным, эта необходимость размывается, а затем и полностью исчезает.

Робот присмотрит за детишками.
Робот присмотрит за детишками.

Детей можно изолировать от родителей иными способами, не только посредством школы. Экскурсиями, которые организуют соответствующие фирмы. Их можно отправлять в различные развлекательные детские центры, вроде аквапарков и Диснейленда. Сейчас они обычно посещают их вместе с роднёй, но это в общем-то не обязательно, сопровождать ребятню могут и дроны. Учебная программа также не будет требовать физического присутствия учеников в одном классе. Но самое главное — нет больше необходимости делать из людей работников. Вся учёба может быть нацелена на развитие индивидуальных талантов. А если этих талантов нет — стать всего лишь одной из форм развлечения.

Школа будущего учит творить и развлекаться.
Школа будущего учит творить и развлекаться.

Если с младшими возрастами особых проблем не возникнет, из-за отсутствия у них критического мышления и привычки подчиняться старшим, то с подростками всё куда веселее. В современном мире дети и подростки зависят от взрослых, в первую очередь от родителей, которые обеспечивают их безопасность, контролируют их поступки, кормят, дают деньги на карманные расходы. Представьте, что безопасность детей обеспечена дрон-полицией и полностью автоматической юридически-пенитенциарной системой (неподкупной и безошибочной, в отличие от живых полицейских, судей и работников тюрем). Еду им готовят и доставляют (а самых маленьких — кормят с ложечки) роботы. А вместо денег и банковских карт — биометрическая система распознавания, которая уже сейчас активно внедряется. Притом все расходы будут идти с личного счёта ребёнка, который не опустеет даже если родители разорятся, поскольку за этим следит автоматическая социальная служба.

Если бунт — тоже развлечение, то нужен ли для него повод?
Если бунт — тоже развлечение, то нужен ли для него повод?

С какого-то возраста дети осознают, что в этом мире взрослые им не нужны. Да и обществу они тоже не нужны, ибо пользы не приносят, а лишь потребляют. При желании, можно прожить вообще без взрослого населения. Последствиями такого осознания могут стать самые разные варианты подросткового бунта, от классических форм, опробованных в западном мире ещё в 1960-х, до «Детей кукурузы» Стивена Кинга. Остаётся добавить, что такой мир может возникнуть даже без полной и абсолютной автоматизации. Современный завод, на котором работают человек 200, выпускает столько же продукции, сколько в XX веке производил завод с 20 000 рабочих.

Робот-хирург, современный прототип.
Робот-хирург, современный прототип.

Большинство работ, даже хирургические операции, если есть канал связи и точные манипуляторы, можно выполнять дистанционно. В таком случае для обслуживания абсолютно всех нужд десятка миллиардов человек может потребоваться всего миллион-другой живых специалистов, которых можно поселить где-нибудь отдельно, в специально выделенной чистой промзоне, где им обеспечено элитное жильё и столь же элитные услуги. И даже если таких промзон понадобится сотня (да хоть бы тысяча), весь остальной мир будет жить в точности так же, как если бы он был полностью автоматизирован.