Летом мы отправились в Казахстан на магниторазведку. Там ночью мы не спали, потому что работали, а днем не спали, потому что жарко. Об этом и других приключениях, ночных полетах вслепую, войне с тарантулами и вкуснейшем плове наш коллега расскажет в двух статьях. В этой статье читайте про день, а про ночь – вот здесь.
После рабочей ночи спали мы с шести утра где-то до одиннадцати. Потом в палатке становилось невыносимо жарко, и мы выползали наружу – там хоть ветер дул. Тень искали где-нибудь по периметру уазика.
Когда был солнцепек, вообще ничего не хотелось делать, да и нечего было. Интернета не было. Дождя не было. Связи не было. Пауков днем тоже не было. В общем, днем были только степь, солнце, ветер и иногда – желание пообедать.
Обед в уазике
Когда вокруг тебя на несколько километров – степь и пара кустиков – сходить пообедать особо некуда, поэтому мы ходили в уазик. Это не только для смены обстановки (но и для этого тоже). В уазике была возможность за обедом хоть немного охладиться – он высокий, и когда двери открыты с обеих сторон, внутри получается приятный такой прохладный сквознячок. В кузове был столик, за которым мы могли втроем разместиться.
Ели мы простую еду: каши, супчики, макароны. Готовили по очереди. Основным источником белка были тушенка и рыбные консервы. Сначала варили еду в казане, но нам не понравилось, что он очень долго прогревался на плитке, поэтому потом перешли на кастрюлю с тонкими стенками. Костер мы не разводили, потому что в степи дров нет.
Либо в сковородке – мне еще на Камчатке рецепт своеобразного, но вкуснейшего плова подсказали. Все, что угодно, можно приготовить на жире из тушенки. Обжариваешь сначала мясо, лук, потом добавляешь воды, она закипает, кидаешь туда либо гречку, либо рис, либо макароны, и все это вместе потом тушится. Потом немного сушеной зелени – и ас болсын*, как говорится!
____
*приятного аппетита (с казахского)
Чабан Серега и вода
Единственным человеком в радиусе двадцати километров был чабан (пастух) Серега. Сложилось впечатление, что он просто счастливо живет – где-то в городе у него жена, а он в полях неделями пасет своих овец и радуется жизни. Мы с ним хорошо общались, но мало – работа.
У него в колодце воду набирали раз в пару дней – техническую, чтобы помыться самим и посуду помыть. Пить ее нельзя, потому что источник близко к поверхности, вода плохо фильтруется, а там животные пасутся (у Сереги паслись овцы, кони и коровы). Из растительности там в основном, колючки, которые впивались в ноги, если невнимательно ходить в шлепках, даже подошву пробивали. Местность приветливая, в общем.
Связи там, как я уже говорил, не было. С базой в Петербурге мы в первое время общались раз в два дня по спутниковому телефону. Но однажды недалеко от Сереги мы случайно обнаружили точку, где ловит интернет. Оказалось, что Серега и сам об этом не знал.
Шли, шли, и тут посреди холма бац – у одного из нас телефон забряцал. Мы счастливые – «О! Интернет!» Возможно, так же радовался Моисей, когда добыл воду из скалы. С тех пор мы стали ходить в эту точку от Сереги, чтобы докладывать об успехах выполнения работ и близким звонить.
Палатка с кондиционером
В первую неделю жизнь в лагере была подобна аду. Спали мы втроем в одной палатке. Это было тесно, жарко, душно и вообще – троим взрослым мужчинам в одной палатке, мягко говоря, некомфортно. Потом один из нас съездил на поезде до цивилизации и вернулся со второй палаткой, а заодно и привез кондиционер. Это было спасение – кондиционер продлевал нам сон еще часа на два. Получилась почти трехзвездочная палатка!
Днем все занимались своими делами. Кто-то книжку читал, кто-то музыку слушал.
Я прочитал «Преступление и наказание» – вернул школьный долг самому себе. И еще «Гарри Поттер и Философский камень» (в оригинале). После него долго размышлял и фантазировал – даже придумал, как усовершенствовать квиддич. Родилась классная идея использовать дроны вместо метлы, а вместо золотого снитча – какой-нибудь маленький коптер, «Пионер Мини» например. Чтобы летать было безопасно, натянуть сетку огромную – тогда и падать с коптера-метлы будет не страшно. «Пионер Мини» можно окаймить жесткой золотистой рамой шарообразной формы и ловить смело руками…
Когда солнцепек сходил, становилось посвежее, и голова просыпалась. Бред про квиддич тоже отпускал.
День (степного) сурка заканчивался
Дни проходили примерно одинаково, лишь раз в две недели мы ездили до ближайшего городка за продуктами и бензином для генератора – в остальном получался день сурка.
После того как мы поспали, пообедали, почитали, сходили за водой и отчитались по работе за предыдущую ночь, где-то в четыре-пять начинали готовиться к новой рабочей смене. Планировали маршрут, искали точку старта на карте, устанавливали вариационную станцию… И начиналась рабочая ночь.