«— Завтра едем на совещание, ты берешь День учителя в Кремле», —сказал мне Алексей Сеченов в один из летних дней. Я уже участвовала в проектах Sechenov.com в Кремле, но сценаристом впервые.
Cоздала новый документ Ворд. К совещанию нужно было приехать с идеей.
Режиссёр сразу отметил, что главным голосом должен стать учитель, и мы должны выбрать темы и пригласить спикеров. Чтобы они органично вписались в концерт, он предложил форму мюзикла.
На пару с Гуглом (а может, и Яндексом) мы выделили интересные темы. Эпизод «Подвижник» посвятили учителям, которые по зову сердца или федеральным программам уехали в отдаленные регионы. Свежа была трагедия в Казани, когда в школе погибли учителя и ученики, поэтому мы предложили эпизод «Память». Хотелось отметить тех, кто вносит в преподавание новые методики и приёмы —этот эпизод получил название «Новаторы». Много внимания уделяется инклюзивному образованию, так появился эпизод «Новаторы». Ну, и конечно, мы не могли обойти вниманием начальную школу. Последними эпизодами, которые появились в мюзикле, были Интро (позже он получил название «Дневник») и финальная песня, в которой мы хотели сказать спасибо всем учителям.
Мы предложили и несколько кандидатур учителей. Заказчик идею утвердил.
Миссия редактора на втором этапе: собрать не только сюжетную линию сценария, но и дать информацию остальным отделам, чтобы каждый начинал выполнять свои задачи. От этого зависит сроки, всё ли вовремя будет сделано.
Следующие несколько недель я обзванивала героев, собирали референсы, готовила первый драфт сценария.
Это самый творческий этап работы. И сценарист впитывает идеи режиссёра, оттачивая умения развивать и предугадывать его мысли. Творческий процесс напоминает пинг-понг. Иногда нам прилетали мячи от коллег, их мы с удовольствием брали в игру, отбивая те, что не вписываются в концепт.
Параллельно началась работа над стихами и музыкой. Мы, то есть сценарист и режиссёр обсудили с поэтом, настроение и идею каждого стиха. Композитору подобрали референсы и обсудили, что мы хотим выразить в музыке. В связке текст-музыка рождались эпизоды.
Выпускающий режиссёр начал делать вёрстку, увязывая в один документ всё, что было утверждено.
После первых демо к нам подключился хореограф и художник по реквизиту и костюмам, с которым мы обсудили, что происходит внутри номера: какую историю мы рассказываем, сколько балета и во что он одет, какой реквизит.
Отдел графики начал разрабатывать визуальный контент. Референсы, описание контента хотя бы на уровне идеи и тайминги для графики —тоже моя ответственность.
После утверждения эпизодов с заказчиком начался поиск артистов. Поскольку мы писали мюзикл, то и артистов искали поющих и танцующих: Анастасия Стоцкая, Иван Ожогин, Эмиль Салес, Анастасия Макеева, Агата Вавилова и другие.
Не вызвала споров и кандидатура ведущего. Фамилия Баскова вдруг прозвучала из уст режиссёра, и Николай не отказал. Речь для ведущего я писала практически до последнего дня перед шоу, не было ясности с приездом официальных лиц.
На каждом этапе и вплоть до окончания шоу в сценарий вносились правки, менялись слова в песнях, речи ведущего, порядок номинаций и список победителей. Все эти правки нужно было не только внести в сценарий, но и отдать всем отделам, продублировать в нескольких документах, писать и сдавать отчеты заказчику. Здесь подключились и другие наши редакторы.
Отдельной работой стало сотрудничество с Первым каналом, с которыми мы согласовывали тайминги и титры.
Осознание, что мероприятие проходит в Кремле, пришло только в день шоу на проходной. В остальном работа не отличалась от работы на других площадках.
Увы, но часто сценарист не смотрит шоу, он за кулисами. Моя задача — вести по шоу ведущего и диктора, а также быть на связи с пультовой. Немного удлинить паузы или ускориться, реагировать, если что-то пошло не по сценарию и обыграть с помощью ведущего. Даже были готовы карточки «Тянем время» на случай, если опоздают официальные лица. К счастью, не пригодились.
PS. Мюзикл я посмотрела глубокой ночью в записи. Дебют на кремлёвской сцене состоялся!