Антон Михайлович Лавинский (1893, Сочи -- 1968, Москва) - один из представителей советского авангарда, скульптор, художник театра, график, плакатист, архитектор, автор (вместе с Л. Лисицким и К. Мельниковым) известного проекта «Город на рессорах» (об этом проекте подробнее читайте в конце статьи).
Лавинский, сын таможенного работника береговой охраны, окончил факультет архитектуры и строительства при техническом училище в Баку в 1913 году, а затем в с 1913 года в Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге изучал скульптуру под руководством Леонида Шервуда. После службы в армии с 1915 по 1917 год он организовал школьную художественную студию в Сочи, преподавал там скульптуру, а в 1918-1919 годах посещал дальнейшие курсы и семинары Свободных художественных мастерских у профессоров Л. Шервуда и Александра Матвеева. Шервуд, будучи одним из разработчиков плана монументальной пропаганды, подключил к этому проекту и Лавинского. Тот создал для Красного села в 1918 памятник Карлу Марксу, модель памятника М. Салтыкову-Щедрину. В 1919 он, совместно с В. Синайским, завершил проект монумента Октябрьской революции.
В 1919 году он уехал в Саратов, где был членом общества художников нового искусства и преподавал скульптуру в Саратовских свободных художественных мастерских.
А в 1920 году, переехав в Москву, он подружился с Владимиром Маяковским и другими членами группы художников Института художественной культуры (ИНХУК). С этого момента начинается его работа в «Окнах РОСТА»; Лавинский работал в различных жанрах и стал одним из первых мастеров фотомонтажного плаката.
В 1921 году он стал членом группы «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), был художником журнала «Леф» и принялся за смелые авангардные проекты в архитектуре. В 1921 году Лавинский спроектировал многоэтажные вращающиеся дома «города на рессорах», такие дома могли разворачиваться, следуя за положением солнца.
Также в 1921 вместе с В. Киселевым и В. Краковским стал оформителем спектакля Маяковского «Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда.
С 1921 по 1926 год он стал профессором и сначала преподавал в ВУХТЕМАСе анатомию человеческого тела, а затем - деревянную скульптуру. В середине 1920-х годов он работал над плакатами кино, рекламы и новостей. (бОльшая часть его плакатов сейчас находятся в Российской государственной библиотеке).
В 1925 в рамках проекта "город на рессорах" он предложил идею радиотрибун, а в 1927 снял фильм «Радио» (до наших дней не сохранился).
В 1928 совместно с Эль Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона на Международной выставке печати в Кельне, а в 1930-е принимал участие в оформлении государственных праздников СССР.
В 1931 году стал членом АХР.
В 1931 Лавинский оформил выставку работ Маяковского в Москве.
Его сын Никита Лавинский (1921–1986) стал скульптором школы Николая Томского и создал несколько монументальных скульптур .
Созданных Лавинским киноплакатов немного, но каждый из них достаточно знаменит.
Характерный для Лавинского стиль киноплаката - объединение фотографических фрагментов, кинокадров, с плакатными графическими элементами. Лавинский, великолепно почувствовавший специфику работ С. Эйзенштейна, стал блестящим плакатным интерпретатором его фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».
Сюжет фильма таков: времена Ивана Грозного. В деревне боярина Лупатова живёт талантливый изобретатель крыльев, крепостной Никишка. Он влюблен в крепостную Фиму и рассказывает ей о своем изобретении. Боярин Курлятев похищает Никишку и Фиму и увозит их в свое имение, находящееся по соседству. Девушку он совращает, а Никишку просит починить сломавшиеся механические часы. Но как только боярин узнает о дьявольском по его мнению изобретении Никишки, то меняет милость на гнев и пытает холопа. Тем временем Лупатов, хозяин крестьян, подает царю челобитную с жалобой на самоуправство Курлятева, и Иван Грозный, затаивший давнюю обиду на знатного боярина, отправляет к тому опричников. Опричники учиняют разгром в доме боярина, а его крепостных увозят к царю в Александровскую слободу, где у царя льняное поле и колесо для трепки льна. Колесо сломалось и никто не может его починить, получается это лишь у Никишки. Царица Мария Темрюковна спрашивает у крепостного, чего тот хочет за починку колеса, и Никишка отвечает, что желает построить крылья, чтобы человек мог летать.
Узнав о задумке холопа, царь решает повеселить иностранных гостей и приказывает Никишке устроить показательный полет. На святой неделе при скоплении народа у Никишки получается полететь, но Иван Грозный запрещает дьявольское изобретение, а холопа сажает в темницу. Однако красивый крепостной приглянулся Марии Темрюковне, и она помогает ему сбежать. Узнав об этом, Иван Грозный душит царицу. Но это не спасло Никишку - крепостной все равно погибает при попытке к бегству.
О проекте "Города на рессорах"
В 1921 г. А. Лавинский создал поисковый проект "Города на рессорах". По этой необычной архитектурной идее, город, чтобы избежать транспортного коллапса и жертв пешеходов от автомобилей, трамваев и поездов, должен строиться по радиально-кольцевой схеме и в плане представлять собой круг. В городе должно было быть два взаимно перпендикулярных "магистральных бульвара" - диаметра, концы которых ориентированы по странам света. Эти два бульвара делят город на четыре сектора, обозначаемых SO, SW, NO, NW. Каждый сектор разделен на кварталы улицами-бульварами, предназначенными только для движения пешеходов (это "радиусы-бульвары" и "параллели-бульвары").
Их зоны, такие как движение транспорта и жилые помещения, структурированы вертикально. Принцип рациональности и экономии проводится в планировке города и с учетом максимального облегчения ориентации человека в городской среде. Деление города на сектора, определяемые ориентацией по странам света, деление каждого сектора радиальными и кольцевыми бульварами создает четкую схему размещения кварталов и зданий, каждое из которых может иметь адрес в виде математической формулы, например SO.235 А 17 (где SO - сектор города, А - кольцевая улица-бульвар).
Чтобы отделить пешеходов от транспорта, Лавинский в своем проекте предоставил всю уличную сеть города пешеходам, превратив улицы в озелененные бульвары, а весь транспорт был убран в тоннели под землю, на эстакады и скоростные мосты-магистрали. Также все постройки города он поднял на опоры в виде стальных ферм рессорной конструкции (для предотвращения передачи вибрации от грузового транспорта в жилые помещения) и под ними устраивались транспортные магистрали, пересекавшие пешеходные бульвары-улицы в тоннелях. В здания с бульваров должны были вести движущиеся лестницы. Первый ярус городской застройки (непосредственно над опорами) отводился под общественные и коммунальные учреждения (магазины и т. д.), выше располагались жилые этажи, склады размещались под землей.
Одно из самых смелых решений Лавинского - сборные жилые дома из заводских элементов из стали, алюминия, стекла и асбеста и со специальными устройствами, которые могли поворачивать всю конструкцию вокруг вертикальной оси, чтобы прямое солнечное освещение получали все помещения. Дома должны были окружать радиомачты, которые представляли собой сложные вращающиеся сооружения с системой экранов, предназначенных для демонстрации новостей.
Более подробно о "Городе на рессорах" и других архитектурных идеях Лавинского можно прочесть в работе С.О. Хан-Магомедова, вышедшей в серии "творцы авангарда" (увы, о Лавинском-плакатисте там информации немного!)
#русское кино
#авангард
#авангардизм
#афиша
#киноафиша
#кино ссср
#русский авангард
#архитектура ссср