Найти тему

«Взрослые» мультики «Союзмультфильма», которые вы не видели

Оглавление

Все мы помним и любим советские мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Винни Пуха» и множество других. Но «Союзмультфильм» создавал самые разные картины, и некоторые из них ориентировались на взрослую аудиторию.

В условиях жесткой советской цензуры анимация оставалась территорией относительной свободы. Через вроде бы простые и незатейливые мультики художники имели возможность говорить на те темы, которые не мог поднять режиссер кино. Поэтому «взрослая» советская анимация способна удивить, а часто – заставить задуматься.

Автор: Анна Макарова, лектор по кино

«Жил-был Козявин», 1966

Сценарий к этому мультфильму написал культовый советский сценарист Геннадий Шпаликов (около ВГИКа ему, Тарковскому и Шукшину даже установлен совместный памятник).

Ничем не выдающийся служащий Козявин сидит в своем кабинете и перекладывает бумаги из одной стопки в другую. Но вдруг ему поручают найти Сидорова и передать, что пришел кассир. Разыскивая Сидорова и ни на шаг не уклоняясь от назначенного маршрута, Козявин преодолеет множество препятствий и даже буквально обогнет Землю! Затем вернется на работу с обратной стороны и опять будет готов к выполнению любых заданий.

Режиссер Сергей Герасимов даже придумал для этого сатирического мультфильма отдельное направление – «наш социалистический сюрреализм».

-2

«Человек в рамке», 1966

«Взрослый» мультик Федора Хитрука («Винни Пух», «Каникулы Бонифация») тематически перекликается с «Жил-был Козявин». Перед нами снова исправный, самый обычный служащий. По признанию самого режиссера, главное для героя – удержаться в рамках своего положения. Сами рамки меняются: от простой деревянной в начале до вычурной и позолоченной в финале.

-3

«История одного преступления», 1962

Заслуживает внимания и дебют Хитрука. В нем режиссер показывает, как даже самого тихого и мирного человека могут довести до безумия шумные соседи и суета современного города. История довольно печальна, но подана с очевидной сатирой. Да и, согласитесь, проблема актуальности не потеряла.

На визуальный стиль «Истории одного преступления», очевидно, повлияла Загребская анимационная школа, крайне популярная в 60-е.

-4

«Его жена курица», 1990

Фактически этот мультфильм сделан не на «Союзмультфильме». В 90-х легендарная студия перестает работать и получает статус арендного предприятия. С одной стороны, анимация в России переживает страшный кризис. С другой, еще с 80-х, когда ослабела цензура, мультфильмы становятся страшней и откровенней. «Его жена курица» – апогей мрачной анимации эпохи «перестройки».

Любопытно, что крайне специфичный мультфильм Игоря Ковалева даже получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм. А сам художник позже уехал работать в США, где, в частности, создавал мультик Niсkelodeon «ААА! Настоящие монстры». Помните такой?

-5

«Фильм! Фильм! Фильм!», 1968

Бонусом хочется вспомнить более известную работу Федора Хитрука. Режиссер создал не так уж много мультфильмов, но практически каждый заслуживает внимания. «Фильм, фильм, фильм!» – очаровательная история о том, как создают кино. Удивительно, с какой точностью Хитрук подметил разные человеческие типажи и с какой доброй улыбкой он посмеивается над «внутренней кухней» кинематографа.

В мультике Хитрук иронизирует и над советской цензурой, и над работой каждого отдельного специалиста на съемочной площадке. А образ кинорежиссера сильно напоминает одного великого мастера. Догадаетесь, кого? ;)

-6

Если вы хотите узнать о кино больше, разобраться в его направлениях, приемах и существенно пополнить свой зрительский багаж, советуем наш курс «Полная история кино: от Чаплина о Спилберга». За 12 часов познакомитесь с творчеством культовых режиссеров и научитесь рассуждать о кино как кинокритик.

А вы смотрели какие-нибудь мультфильмы из перечисленных?