Все мы помним и любим советские мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Винни Пуха» и множество других. Но «Союзмультфильм» создавал самые разные картины, и некоторые из них ориентировались на взрослую аудиторию.
В условиях жесткой советской цензуры анимация оставалась территорией относительной свободы. Через вроде бы простые и незатейливые мультики художники имели возможность говорить на те темы, которые не мог поднять режиссер кино. Поэтому «взрослая» советская анимация способна удивить, а часто – заставить задуматься.
Автор: Анна Макарова, лектор по кино
«Жил-был Козявин», 1966
Сценарий к этому мультфильму написал культовый советский сценарист Геннадий Шпаликов (около ВГИКа ему, Тарковскому и Шукшину даже установлен совместный памятник).
Ничем не выдающийся служащий Козявин сидит в своем кабинете и перекладывает бумаги из одной стопки в другую. Но вдруг ему поручают найти Сидорова и передать, что пришел кассир. Разыскивая Сидорова и ни на шаг не уклоняясь от назначенного маршрута, Козявин преодолеет множество препятствий и даже буквально обогнет Землю! Затем вернется на работу с обратной стороны и опять будет готов к выполнению любых заданий.
Режиссер Сергей Герасимов даже придумал для этого сатирического мультфильма отдельное направление – «наш социалистический сюрреализм».
«Человек в рамке», 1966
«Взрослый» мультик Федора Хитрука («Винни Пух», «Каникулы Бонифация») тематически перекликается с «Жил-был Козявин». Перед нами снова исправный, самый обычный служащий. По признанию самого режиссера, главное для героя – удержаться в рамках своего положения. Сами рамки меняются: от простой деревянной в начале до вычурной и позолоченной в финале.
«История одного преступления», 1962
Заслуживает внимания и дебют Хитрука. В нем режиссер показывает, как даже самого тихого и мирного человека могут довести до безумия шумные соседи и суета современного города. История довольно печальна, но подана с очевидной сатирой. Да и, согласитесь, проблема актуальности не потеряла.
На визуальный стиль «Истории одного преступления», очевидно, повлияла Загребская анимационная школа, крайне популярная в 60-е.
«Его жена курица», 1990
Фактически этот мультфильм сделан не на «Союзмультфильме». В 90-х легендарная студия перестает работать и получает статус арендного предприятия. С одной стороны, анимация в России переживает страшный кризис. С другой, еще с 80-х, когда ослабела цензура, мультфильмы становятся страшней и откровенней. «Его жена курица» – апогей мрачной анимации эпохи «перестройки».
Любопытно, что крайне специфичный мультфильм Игоря Ковалева даже получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм. А сам художник позже уехал работать в США, где, в частности, создавал мультик Niсkelodeon «ААА! Настоящие монстры». Помните такой?
«Фильм! Фильм! Фильм!», 1968
Бонусом хочется вспомнить более известную работу Федора Хитрука. Режиссер создал не так уж много мультфильмов, но практически каждый заслуживает внимания. «Фильм, фильм, фильм!» – очаровательная история о том, как создают кино. Удивительно, с какой точностью Хитрук подметил разные человеческие типажи и с какой доброй улыбкой он посмеивается над «внутренней кухней» кинематографа.
В мультике Хитрук иронизирует и над советской цензурой, и над работой каждого отдельного специалиста на съемочной площадке. А образ кинорежиссера сильно напоминает одного великого мастера. Догадаетесь, кого? ;)
Если вы хотите узнать о кино больше, разобраться в его направлениях, приемах и существенно пополнить свой зрительский багаж, советуем наш курс «Полная история кино: от Чаплина о Спилберга». За 12 часов познакомитесь с творчеством культовых режиссеров и научитесь рассуждать о кино как кинокритик.
А вы смотрели какие-нибудь мультфильмы из перечисленных?