Найти в Дзене
Серебряный экран

Мастера советского киноплаката: Николай Прусаков

Николай Петрович Прусаков (1900-1952) - советский художник-авангардист, плакатист, оформитель выставок, художник монументальных росписей, а также художник-постановщик в театрах Москвы (Большом театре, Малом театре, Театре Революции, МХАТе, Театре им. Моссовета).
В 1911—1918 учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (как и братья Стенберги), но на текстильном факультете, а в 1918-1924 - в СВОМАСе-ВХУТЕМАСе, на отделении декоративно-прикладного искусства.
В 1919-1924 годах состоял в ОБМОХУ (Общество молодых художников). Это было объединение молодых советских конструктивистов, куда также входили: Александр Замошкин, Карл Иогансон, братья Стенберги, Константин Медунецкий.
В начале 1920-х работал в «Окнах РОСТА», где создавал политические плакаты. Уже в это время Прусаков пробовал в композиции выразительные средства кино, адаптируя их для графики: крупные планы и их смену, монтаж изображений, "голландские углы" и двойную композицию. В изображениях присутствует

Николай Петрович Прусаков (1900-1952) - советский художник-авангардист, плакатист, оформитель выставок, художник монументальных росписей, а также художник-постановщик в театрах Москвы (Большом театре, Малом театре, Театре Революции, МХАТе, Театре им. Моссовета).
В 1911—1918 учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (как и братья Стенберги), но на текстильном факультете, а в 1918-1924 - в СВОМАСе-ВХУТЕМАСе, на отделении декоративно-прикладного искусства.
В 1919-1924 годах состоял в ОБМОХУ (Общество молодых художников). Это было объединение молодых советских конструктивистов, куда также входили: Александр Замошкин, Карл Иогансон, братья Стенберги, Константин Медунецкий.
В начале 1920-х работал в «Окнах РОСТА», где создавал политические плакаты. Уже в это время Прусаков пробовал в композиции выразительные средства кино, адаптируя их для графики: крупные планы и их смену, монтаж изображений, "голландские углы" и двойную композицию. В изображениях присутствует тяга к орнаменту, фигуры и лица часто упрощены и образуют геометрический орнамент.
В 1920-1941 годах постоянно работал над киноплакатами по заказам Совкино, Межрабпом-Русь и Госкинопроката Грузии. Прусаков часто использовал в своих киноплакатах фотомонтаж, игру с масштабами и со шрифтами, а изображенные люди и предметы нередко превращались в элементы узора.

Иногда он творил в соавторстве с А. Наумовым, П. Жуковым, Г. Борисовым.
В 1929-1930 годах состоял в ОСТ.
1945-1951 - принимал участие в оформлении советских выставок в Хельсинки, Познани, Загребе, Будапеште, Бухаресте.
С 1944 преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства на кафедре художественного стекла и занимался живописью.

"Путешествие на Марс" (Другое название: "Небесный корабль"). (1918). Реж.: Форест Хольгер-Мадсен. В ролях: Гуннар Толнес, Николай Нейендам, Занни Петерсен, Фредерик Якобсен, Лилли Якобсон, Олф Блютечер, Свенд Корнбек, Альфред Осмунд.
Художники: Пруссаков совм. с Григорием Ильичом Борисовым
"Путешествие на Марс" (Другое название: "Небесный корабль"). (1918). Реж.: Форест Хольгер-Мадсен. В ролях: Гуннар Толнес, Николай Нейендам, Занни Петерсен, Фредерик Якобсен, Лилли Якобсон, Олф Блютечер, Свенд Корнбек, Альфред Осмунд. Художники: Пруссаков совм. с Григорием Ильичом Борисовым

Датский фильм "Путешествие на Марс" - экранизация романа Софуса Михаэлиса "Небесный корабль". На космическом корабле "Эксельсиор" отважные путешественники отправляются на Марс.

«Я спешу видеть „Хаз-пуш“» (1927). Совм. работа художников Григория Борисова и  Николая Прусакова
«Я спешу видеть „Хаз-пуш“» (1927). Совм. работа художников Григория Борисова и Николая Прусакова

"Живой труп". (1928) Реж.: Ф. Оцеп
"Живой труп". (1928) Реж.: Ф. Оцеп

"Чины и люди" (1929). Реж.: Яков Протазанов и Михаил Доллер.
"Чины и люди" (1929). Реж.: Яков Протазанов и Михаил Доллер.

Немой фильм-киноальманах "Чины и люди" был снят в 1929 году к 25-летию со дня смерти Антона Чехова и включал в себя сюжеты трех рассказов: «Анна на шее», «Смерть чиновника» и «Хамелеон».

"В трясине" (1929). Реж.: Иван Перестиани
"В трясине" (1929). Реж.: Иван Перестиани

Криминальная драма "В трясине" рассказывает о двух друзьях, начинающем писателе Василии и банковском кассире Аполлоне. Героев драматически затягивает игра в казино, где друзья проводят все свое свободное время. Аполлон попадает в тюрьму из-за того, что совершил растрату, потратив на ставки казенные деньги, а Василий тяжело переживает потерю друга.

"Человек огня" (1929) Реж.: Эрих Вашнек
"Человек огня" (1929) Реж.: Эрих Вашнек

"Сорок первый" (1927). Реж.: Я. Протазанов. Художники: Прусаков совм. с Г. И. Борисовым.
"Сорок первый" (1927). Реж.: Я. Протазанов. Художники: Прусаков совм. с Г. И. Борисовым.

"Наказание" (Другое название - "Наказание княжны Ширванской"). (1926) Реж.: Иван Перестиани. В ролях: Мария Ширай, Александр Ширай, Павел Есиковский, Софья Жозеффи-Вахнянская, Кадор Бен-Салим, Мария Якобини, Светлана Люкс
Художники: Прусаков совм. с Григорием Ильичом Борисовым
"Наказание" (Другое название - "Наказание княжны Ширванской"). (1926) Реж.: Иван Перестиани. В ролях: Мария Ширай, Александр Ширай, Павел Есиковский, Софья Жозеффи-Вахнянская, Кадор Бен-Салим, Мария Якобини, Светлана Люкс Художники: Прусаков совм. с Григорием Ильичом Борисовым

Вторая часть приключенческого фильма "Преступление княжны Ширванской" (1926). На этот раз в СССР приезжают диверсанты, выдающие себя за артистов цирка. Княжна Ширванская и ее любовник Руманеску устраиваются на нефтяном заводе рабочими и крадут для своего сообщника, инженера Маклина, секретные чертежи.

Том Джексон, пришедший на помощь химику Петрову (у которого украли чертежи), выясняет, что актер цирка и рабочий диверсант Джон одно и тоже самое лицо и сообщает свои подозрения советской милиции. К поимке диверсантов также подключаются "Красные дьяволята". Ширванская, Руманеску и Маклин пытаются сбежать из СССР через турецкую границу, но погибают при сходе лавины в горах.

«Первый корнет Стрешнев» (1928). Режиссеры: Ефим Дзиган, Михаил Чиаурели
«Первый корнет Стрешнев» (1928). Режиссеры: Ефим Дзиган, Михаил Чиаурели

Историко-революционный фильм «Первый корнет Стрешнев» - кинодебют Ефима Дзигана. Лента повествует о старом служаке, первом корнете военного оркестра Стрешневе, у которого пробудилось классовое сознание.

1917 год, Кавказский фронт. Суровый и вспыльчивый командир Стрешнева полковник Гарабурда готовит расстрел полка, где служит сын Стрешнева. Об этом узнает главный герой и успевает предупредить своего сына. Тот в свою очередь присоединяется к восставшим солдатам. Никогда ранее не интересовавшийся политикой царский служака Стрешнев-старший тоже присоединяется к восставшим.

 "Посторонняя женщина" (1929). (Другие названия: "Сплетня", "Баба", "Ревность"). Реж.: Иван Пырьев. В ролях: Константин Градополов (старший), Ольга Жизнева, Евлалия Ольгина, Георгий Музалевский, Александр Жуков. До наших дней фильм не сохранился.
"Посторонняя женщина" (1929). (Другие названия: "Сплетня", "Баба", "Ревность"). Реж.: Иван Пырьев. В ролях: Константин Градополов (старший), Ольга Жизнева, Евлалия Ольгина, Георгий Музалевский, Александр Жуков. До наших дней фильм не сохранился.

Сюжет фильма "Посторонняя женщина" написан писателем и другом Есенина Анатолием Мариенгофом. В годы нэпа комсомолец Павел Кудряшов, чья беременная жена отправилась в деревню, приютил у дома опоздавшую на поезд молодую женщину, но в этом его озабоченные моральной чистотой соседи-мещане усмотрели преступную связь и разослали всюду письма. Вскоре в городе появились блестящий прокурор и защитник женского равноправия Казаринов (это муж опоздавшей женщины) и жена Павла. Казаринов мирно разрешает ситуацию, но тем не менее не может полностью освободиться от чувства ревности и недоверия к своей жене.

"Дом на Трубной" (1928). Реж.: Борис Барнет. В ролях: Вера Марецкая, Владимир Фогель, Елена Тяпкина, Пётр Бакшеев, Владимир Баталов, Ада Войцик, Сергей Комаров, Анель (Анна) Судакевич. Фильм сохранился частично, отсутствует 5-й акт.
"Дом на Трубной" (1928). Реж.: Борис Барнет. В ролях: Вера Марецкая, Владимир Фогель, Елена Тяпкина, Пётр Бакшеев, Владимир Баталов, Ада Войцик, Сергей Комаров, Анель (Анна) Судакевич. Фильм сохранился частично, отсутствует 5-й акт.

Сатирическая комедия высмеивает мещанство нэпманов. В доме на улице Трубной как раз и живут такие, любящие мелкие делишки, разговорчики и сплетни. Вот например парикмахер Голиков - он хочет нанять домработницу, но только не состоящую в профсоюзе (а то не оберешься проблем). Он выбирает на приехавшую из деревни на первый взгляд наивную и недалекую девушку Парашу...

"60 миль в час" (1925). Реж.: Джерри Сторм. Художники: Пруссаков совм. с Михаилом Длугачем
"60 миль в час" (1925). Реж.: Джерри Сторм. Художники: Пруссаков совм. с Михаилом Длугачем

"Пять минут" (1929). Режиссеры: Александр Балагин, Георгий Зелонджев-Шипов. В ролях:  Павел Полторацкий, Иван Чувелёв, Ван Мин-Си, Джонсон, Хо Мо-Цин.
"Пять минут" (1929). Режиссеры: Александр Балагин, Георгий Зелонджев-Шипов. В ролях: Павел Полторацкий, Иван Чувелёв, Ван Мин-Си, Джонсон, Хо Мо-Цин.

Художественный фильм о пятиминутном молчании трудящихся СССР и всех стран - о прощании с умершим 27 января 1924 года Лениным. (В фильм включены настоящие кадры хроники с похорон В. И. Ленина) Из-за этого прощания прекратили работать заводы и фабрики, остановились поезда, пароходы и автомобили.

Тем временем спешащий на выгодную сделку американский концессионер, отдает шоферу-китайцу приказ - продолжить путь...

Фильм имеет много общих сюжетных мест с киноновеллой "Ровно в четыре" Б. Кантера.

"Цирк Поммэра" (1926). Художники: Прусаков совм. с Григорием Борисовым (1899-1942)
"Цирк Поммэра" (1926). Художники: Прусаков совм. с Григорием Борисовым (1899-1942)

"Верхом на Хольте" (1928). реж. Лео Эсакия.
"Верхом на Хольте" (1928). реж. Лео Эсакия.

Художественный фильм Грузинской ССР о борьбе с кулаками-вредителями, которые пытаются проникнуть в колхозы.

В грузинское село Цацховани приехал на руководящую должность в сельхозартель Гигашвили, бывший торговец и кулак. Он немедленно начинает выживать из колхоза крестьян-передовиков и заменять их своими людьми. Так он сажает своего пособника на первый трактор марки "Хольт", присланный для артели государством. С помощью трактора кулак начинает эксплуатировать и разорять крестьянство, взымая за пользование машиной высокую плату.

"Зеленый переулок" (1929). Реж.:  Рихард Освальд.
"Зеленый переулок" (1929). Реж.: Рихард Освальд.

Немецкий немой фильм Рихарда Освальда с Густавом Фрёлихом и Гретой Мосхайм в главных ролях снят по мотивам романа Эльзы Иерусалим «Святой скарабей». Действие происходит в Зеленом переулке - местом, где промышляют проститутки. Главная героиня, 17-летняя Милада, выросла в борделе, но сама еще не стала проституткой. Ее стареющая мать, проститутка Катерина, так и не смогла вырваться из этой среды, но готова сделать все, чтобы ее дочь не повторила ее судьбу. Умирая, Катерина просит хозяйку салона фрау Гольдшейдер не вовлекать Миладу в проституцию, но бандерша не держит свое слово: она предлагает Миладе поработать проституткой и подло спрашивает совета у своего поклонника, начитанного доктора Хорнера. Тот советует девушке остаться в борделе, объясняя, что та не выживет в окружающем е мире, так как она действительно ничего не знает, кроме "Зеленого переулка". Напоследок доктор дает ей для в качестве назидания томик сочинений Иммануила Канта. Милада оказывается не особенно волевой и слушается хозяйку борделя и ее поклонника.

Вскоре героиня встречает в борделе молодого человека Густава Бреннера, который серьезно переживает за нее и искренне хочет, чтобы девушка начала новую жизнь. Но слабовольная Милада отвечает только, что она останется здесь. На смертном одре своей матери Милада знакомится с доктором Бреннером, отцом Густава. Теперь врач знает о происхождении и профессии Милады. Милада наконец-то хочет отказаться от проституции, но теперь она слишком слаба, чтобы отказываться от своей прежней жизни. Выброшенная бандершей фрау Гольдшейдер на улицу, девушка ищет влюбленного в нее Густавом, но у него тоже теперь нет крыши над головой: когда д-р. Бреннер узнал, кто возлюбленная его сына, он порвал Густавом и отныне сыну приходится обходиться без денег. Герои селятся в номере отеля, но деньги быстро кончаются.

В нужде Милада просит помощи у своего бывшего поклонника доктора Хорнера. Он оплачивает ей отель, но ожидает определенных услуг и хочет, чтобы Милада ушла от Густава. Расстроенный юноша расстается со своей непостоянной девушкой, а доктор Хорнер теперь объясняет Миладе, что теперь сожалеет о том, что посоветовал ей остаться в борделе. Но делать нечего: Милада возвращается в бордель. Хорнер следует за ней в качестве покупателя, но вскоре приезжает и Густав. Когда Хорнер хочет покинуть бордель, он забирает Миладу, которая еще раз без всякой воли бежит за ним. Но теперь Густав готов к бою. Чуть позже он появляется у Хорнера и убеждает непостоянную Миладу вернуться к нему. Оба понимают, что их будущее туманно, а Хорнер говорит самому себе: «Старый дурак!».

"Старое и новое" (1929) Режиссеры: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн.
"Старое и новое" (1929) Режиссеры: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн.
"Старое и новое" (1929)
"Старое и новое" (1929)

Фильм о создании на селе рабочей артели. У крестьянки Марфы Лапкиной нет лошади. Вместе с другими бедняками и с участковым агрономом героиня, не желая больше мириться с нищетой, организует в деревне молочную артель, а рабочие-шефы помогают артели с получением первого трактора. В финале фильма уже десятки тракторов пашут артельную землю, а за рулем одной из машин - Марфа Лапкина.

"Иудушка Головлев" (1935). Реж.: Ивановский
"Иудушка Головлев" (1935). Реж.: Ивановский

#немое кино

#русское кино

#советское кино

#кино ссср

#фильмы ссср

#грузинское кино

#киноплакат

#кино россии

#плакат

#афиша

#ссср плакаты

#кино