Четвертого августа 2021 года Президентом РФ Владимиром Путиным было одобрено подписание Соглашения о введении двойного гражданства между РФ и Южной Осетией. На данный момент подобное соглашение есть у России с Таджикистаном. Было оно и с Туркменистаном, но без продления.
Зачем же обеим сторонам такая «роскошь»?
Свои плюсы для граждан Южной Осетии в этом есть. Некоторые осетины живут в России как нелегалы, так что российское гражданство существенно упростит их жизнь. Казалось бы, теперь, проживая на российской территории, они получат доступ к социальному обеспечению, образованию или медицинской помощи, а также разнообразные плюшки и льготы. Это будет работать и в обратном направлении – для россиян, живущих в Южной Осетии. Только вот много ли таковых – отдельный вопрос.
Конечно, россияне могут выбрать, если не житие у партнеров, то воинскую службу на их территории. А если они по какой-то причине прошли армию в Южной Осетии, то в России им служить совсем не обязательно.
Создается впечатление, что осетины выиграли от сложившейся ситуации больше. Однако многие из них и до этого обладали вторым гражданством. А те нюансы, которые данное соглашение разрешило, были в свое время решены «по отраслям». Просто эти отрасли имели отдельные соглашения – и службы воинской это касалось, и обучения, и обмена «преступниками». Сейчас же соглашение одно. Это многое упрощает, но в корне ничего не меняет.
Тогда кому это нужно?
Все становится гораздо интереснее, если рассматривать вопрос в геополитическом контексте, а именно в грузинском разрезе.
В далеком 2008 году во время грузино-осетинского конфликта Россия признала независимость Южной Осетии и выступила против Грузии, претендовавшей на соседские земли. С тех пор Грузия считает Южную Осетию оккупированной Россией. Особого смысла лишний раз убеждать Грузию в российской любви к осетинам не было и нет.
С чего же вдруг Россия начинает братание с грузинским соперников с большей силой и страстью, укрепляя тем самым осетин? Этот акт может быть расценен как «камень в грузинский огород». Только вот, кому нужно это чрезмерное камнеметание?
Но давайте на минуту перенесемся в Грузию. Что мы там видим? Давнее намерение присоединиться к Евросоюзу, что осуществимо к 30м годам нашего века. И мечты о НАТО. Казалось бы, вступить в НАТО Грузия может раньше, чем к 2030 году, тем более, что страна давно к этому стремится. Только вот НАТО медлит почему-то.
Натовские войска уже побывали на территории Грузии во время своих учений. Но дальше этого не пошли. К счастью или к несчастью, НАТО не принимает в свои ряды всех желающих, а пребывает в раздумьях. Действительно, к каким экономическим и политическим последствиям в долгосрочной перспективе приведет полноправное членство Грузии в НАТО – вопрос не праздный. И не исключено, что и для России, и для Грузии, и для НАТО в нынешнем контексте лучше от решения этого вопроса – то есть от вступления в НАТО – воздержаться.
НАТО, принимая свои решения, учитывает всю ситуацию на великой шахматной доске, а не только на одной ее клеточке. Грузия – страна маленькая, но у нее большие амбиции, и ее территориальные претензии к России не исчезли за давностью лет. Если у Грузии и России вдруг возникнет вопрос о «спорных территориях», НАТО придется своего члена защищать – то есть вступать в конфронтацию с Россией. Что не является лучшей стратегией в нынешних геополитических реалиях. А России это тем более не нужно – ресурсы ее не бесконечны и для мощного укрепления границ их может не хватить.
Но вернемся к тому, с чего начали, – к двойному гражданству. Почему не предположить, что Соглашение, в котором нет ничего нового по сути, подписано совсем не для дружественного осетинского народа и тем более не для россиян? Это акт, направленный вовне, послание заморским супостатам. Россия демонстрирует, что, наделяя южных осетин «новыми» правами, она еще больше укрепляет свои позиции в этом регионе. Потому конечная цель Соглашения – добавить еще одну песчинку на весы натовских сомнений и удержать колеблющееся НАТО от включения Грузии в свой состав.