Найти в Дзене

Чеклист: как понять, что с развитием малыша что-то не так?

Оглавление

Родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими детьми. И постоянно огорчаться, потому что всегда найдется вундеркинд, обогнавший их ненаглядного малыша в освоении какого-то навыка. Вот почему педиатры так тяжело вздыхают, когда слышат от молодой мамы фразу «А сын моей подруги уже…» и так вымученно в тысячный раз отвечают, что все дети индивидуальны и развиваются в своем персональном ритме. Однако и противоположную крайность — совсем не обращать внимания на отклонения в освоении навыков — тоже нельзя назвать верным решением.

Именно поэтому мы решили составить для вас удобные чеклисты, которые помогут выявить возможные задержки в развитии у детей разного возраста — вплоть до пяти лет. Обращайте внимание на эти признаки[1] — если вы наблюдаете какие-то из них у вашего малыша, сообщите об этом доктору[2].

-2

2 месяца:

  • Не реагирует на громкие звуки
  • Не следит за движением предметов
  • Не улыбается, когда видит маму или папу
  • Не тянет ручки ко рту
  • Не может удержать головку даже несколько секунд

4 месяца:

  • Не провожает взглядом движущиеся предметы
  • Не научился уверенно держать головку
  • Не гулит (не издает певучие протяжные звуки — «а», «у», «гу», «ка» и похожие), только плачет или кричит
  • Не тянет предметы в рот
  • Не отталкивается ножками, если его ступни касаются твердой поверхности
  • Один или оба глаза не движутся во всех направлениях
-3

6 месяцев:

  • Не пытается дотянуться ручками до предметов, которые находятся рядом
  • Не узнает родителей и других близких, не проявляет к ним чувства привязанности
  • Не реагирует на звуки поблизости
  • С трудом подносит предметы ко рту
  • Не произносит гласные звуки («а», «э», «о»)
  • Не переворачивается с животика на спинку
  • Не смеется, не издает визгливые, писклявые звуки
  • Тело кажется очень напряженным, мышцы твердые
  • Мышцы очень вялые, ребенок выглядит как тряпичная кукла
-4

9 месяцев:

  • Не опирается на ножки, если, поддерживая, поставить его на твердую поверхность
  • Не сидит с поддержкой
  • Не лепечет (не произносит отдельные слоги или их последовательности — «ма», «ба», «та-та-та» и похожие)
  • Не вступает в «диалог» с родителями (не отвечает слогами на ваши слова)
  • Не реагирует на собственное имя
  • Не узнает знакомых людей
  • Не смотрит туда, куда вы указываете
  • Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
-5

1 год:

  • Не ползает
  • Не может стоять с поддержкой
  • Не пытается найти вещи, если видит, как вы их спрятали
  • Не произносит отдельные слова, такие как «мама», «баба», «папа»
  • Не перенял у родителей жесты, например, не машет рукой в знак приветствия или прощания, не качает головой, чтобы показать согласие или несогласие
  • Не указывает пальчиком на предметы, которые хочет получить
-6

1,5 года:

  • Не научился ходить
  • Не указывает пальчиком на предметы, если хочет показать их другим людям
  • Не знает, для чего нужны известные ему вещи
  • Не копирует мимику и интонации взрослых
  • Знает менее 6 слов
  • Не расширяет словарный запас
  • Не замечает или не обращает внимания, если мама или папа вышли из комнаты
-7

2 года:

  • Не научился уверенно ходить
  • Не умеет складывать фразы из двух слов, например, «хочу сок» или «дай машинку» (конечно, при этом он может не выговаривать отдельные буквы или сокращать слова)
  • Не умеет обращаться с обычными предметами, такими как щетка или ложка
  • Не копирует поведение, действия и слова взрослых
  • Не выполняет команды из одного действия («сходи туда»)

3 года:

  • Часто падает, испытывает трудности с подъемом или спуском по лестнице
  • Говорит бессвязно, невнятно
  • Не понимает, что надо делать с сортерами, пазлами и другими простыми развивашками
  • Не умеет составлять короткие предложения
  • Не понимает ролевые игры, не умеет фантазировать
  • Не выполняет команды из двух действий («сходи туда и возьми это»)
  • Не хочет играть с другими детьми или с игрушками
  • Не поддерживает зрительный контакт
-8

4 года:

  • Не умеет прыгать на месте
  • С трудом может держать карандаш в руках, испытывает явные трудности при рисовании
  • Не проявляет интереса к играм с другими людьми, играет только сам с собой
  • Игнорирует других детей и вообще любых людей, кроме самых близких
  • Отказывается одеваться, ходить на горшок, укладываться в кроватку
  • Не может пересказать любимую историю
  • Не выполняет команды из трех действий («сходи туда, возьми это и положи сюда»)
  • Не понимает слов «одинаковый» и «разный»
  • Неправильно употребляет местоимения «я» и «ты»
  • Говорит невнятно
-9

5 лет:

  • Демонстрирует весьма ограниченный спектр эмоций
  • Отличается нехарактерным для детей поведением (необычайно боязливый, застенчивый, грустный или агрессивный)
  • Постоянно замкнут, не активен
  • Легко отвлекается, не может сосредоточиться на одном занятии более 5 минут
  • Не реагирует на людей или быстро перестает взаимодействовать с ними
  • Не может отличить реальность от вымысла
  • Не пробует новые игры и активности, постоянно делает что-то одно
  • Не может назвать свое имя и фамилию
  • Не умеет правильно использовать множественное число и прошедшее время
  • Не обсуждает то, что делал или узнал сегодня
  • Не рисует
  • Не умеет чистить зубы, мыть и вытирать руки, раздеваться без посторонней помощи

Кроме этого, в любом возрасте обращайте внимание на откат навыков ребенка, т.е. на случаи, когда ребенок освоил что-то, но через некоторое время разучился это делать.

-10

Что делать, если у моего малыша нашлись признаки задержки развития?

В первую очередь, не игнорировать ситуацию и отнестись к ней максимально внимательно: эти симптомы могут говорить об отклонениях в физическом развитии или о нарушениях работы мозга, таких как расстройства аутистического спектра[3]. Но обязательно помните: все пункты нашего чеклиста — лишь возможные (прочитайте это слово так, будто оно написано красным и большими буквами) признаки задержек развития, и, обнаружив их, ни в коем случае нельзя (это слово тоже) самостоятельно ставить малышу диагноз и тем более начинать его лечить.

Единственным верным решением будет рассказать врачу о выявленных вами симптомах. Только профессионал и только с учетом других показателей развития ребенка может сказать наверняка — действительно ли это требующая коррекции проблема или лишь особенность, о которой совершенно не стоит переживать.

Источники:

На сайте Huggies вы найдете еще больше полезных материалов, скидки и специальные предложения на товары для малышей!