Знакомый переслал сегодня в чат скриншот из телеграмм-канала. Там люди обсуждают ввоз в Россию радиоактивных отходов.
Если говорить точнее, то люди задаются вопросом: почему Сибирь молчит? Вы видели хоть один протест по этому поводу? Неужели сибирякам все равно? Россиянам все равно?
А Франции, которая от нас далеко, почему-то не все равно.
12 октября Greenpeace во Франции устроили по этому поводу акцию протеста. Стояли с плакатами у здания виновника ввоза – компании Orano. Orano пытается оправдаться: Росатом повторно обогащает отработанный уран, превращая его в топливо российских АЭС. Greenpeace такой ответ не устраивает – в процессе обогащения производится плутоний, а он является «ядром» состава для атомных бомб. Что тут может быть хорошего?
Французы удивляются, почему это вывоз радиоактивных отходов в Россию возобновился после одиннадцатилетнего (!) перерыва. Расследование французов вскрыло, что зимой 2020 компания Orano уже отправила сотни тонн использованного урана Росатому. А теперь вот опять...
Маршрут ввоза лежит по морю из Гавра в Петербург, а уже оттуда - на единственный в мире завод по переработке отходов урана - в закрытый ТО «Северск».
Французы считают, что такая «сделка» приносит абсурдна: захоронение в Сибири радиоактивных отходов происходит в обмен на высокие цены экспорта топлива во Францию.
Greenpeace приводит статистику - в России уже скопилось около 1 млн. т. токсичного «груза», который просто лежит где-то там в сибирских лесах.
Немцам вот тоже почему-то не все равно. Когда в 2019 году немецкая компания Urenco не афишировано ввозила в Россию 12 тыс. т. обедненного урана, немецкие экоактивисты устроили в городе Гронау массовый пикет. Так туда еще приехали и голландцы. «Россия - не полигон для урановых хвостов из Германии» - скандировали люди.
Немецкие активисты считают всю эту историю аморальной - отходы зачастую хранятся в контейнерах под открытым небом. Тот же Ростехнадзор в своих старых отчетах утверждал, что есть угроза разгерметизации контейнеров, которые подвержены коррозии.
Бьют тревогу почему-то не наши законодатели, а депутаты немецкого Бундестага. Представитель левых Хубертус Здебель пишет в своем Фейсбуке: ««К концу 2022 года в Россию будут переданы 12 тыс. т. радиоактивного материала… По информации федерального правительства, эти отходы происходят из трех активов Urenco - в Гронау (Германия), Алмело (Нидерланды) и Кейпенхерст (Британия). Данные говорят о том, что в Urenco действует безответственный магазин по торговле ядерными отходами…. Это настоящий скандал…»
Немцы пытаются надавить на свое же правительство, чтобы оно воспрепятствовало ввозу отходов в Сибирь. Вот как так? Какое им дело до Сибири?
Когда наш Росатом пытается оправдаться за ввоз, экологи называют это профанацией. «Наше мнение состоит в том, что это далеко не услуга по дообогащению. Что-то там, конечно, дообогащается и действительно возвращается назад в Германию. Но порядка 90% от массы «хвостов», которые ввезли оттуда изначально, никакой вторичной переработке уже не поддается и после дообогащения остается в России...», - так считает эксперт российского отделения Greenpeace Рашид Алимов.
Корреспонденты «Знака» как-то писали, что пытались задать Росатому вопросы: сколько именно вторичных урановых «хвостов» остается в России, каким образом и для чего эти «хвосты» будут потом переработаны и использованы, каковы финансовые параметры контрактов на дообогащение урана с западными партнерами. Ответ получен так и не был.
Почему наши «на рельсы» не идут? Почему все молчат? Может быть знают, что для того, чтобы остановить поезд, нужно не на рельсы ложиться, а что-то делать с "машинистом"? А "машинист" в такой броне, что всех активистов страны не хватит, чтобы его «из кабины» вытащить…