Всем привет!
В этой статье хотел бы поделиться своим опытом создания и эксплуатации проекта на базе легендарной вертушки Lenco L75.
Немного истории: Виниловый проигрыватель Lenco L75 выпускался с второй половины 60-х годов 20 века на протяжении ~15 лет, изначально на швейцарском заводе компании, а затем производство было масштабировано на соседние страны, к примеру, в Италию. Проигрыватель отличался относительной простотой конструкции, имел достаточно тихий, или как принято писать в хвалебных статьях о нём - бесшумный роликовый привод (что конечно же неправда) сердцем которого является действительно качественный швейцарский двигатель, в нём присутствовали целых 4 скорости воспроизведения (от 16 до 78 оборотов в минуту) с плавной подстройкой. Из второстепенных преимуществ вертушки - массивный опорный диск из алюминия весом порядка 4 кг и возможность простой замены комплектующих вышедших из строя.
Предпроект: Начну с того, что свой вариант я реализовывал несколько лет и причин тому было несколько. Во-первых, само принятие решения о том чтобы пойти в реализацию проекта, связанного с винтажной техникой - это всегда компромиссы, сложности в обслуживании и периодические поломки + решение нестандартных задач, возникающих при реализации нестандартного решения. Во-вторых, нужно было прийти к пониманию, а что именно от этого я хочу получить. И тут решение пришло одновременно с тем, что было в-третьих, а именно: я захотел послушать роликовый аппарат, а самый известный "ролик" - это Lenco L75.
Далее я начал изучать материалы по аппарату, коих было огромное количество, и в основном - это контент на иностранных языках. В параллели смотрел современные варианты реализации на базе L75 и спустя год сформировалась цель:
- проект в первом своём исполнении будет максимально приближен к стоку, поэтому нужен донор, который не подвергался изменениям
- проект должен быть реализован с несъёмным "колпаком", многое что реализовывали до - было красиво, но для меня не функционально
- реализация должна оставлять возможности для продолжения работы с вертушкой, если мне понравится результат
- "Петь" вертушка будет только через современный картридж
Первый этап, проектирование корпуса: Да, начал я именно с этой активности, т.к. не решив то, как будет выглядеть финальный результат - у проекта был максимальный риск не состояться. Особенность была и остаётся в том, что я не люблю колпаки проигрывателей из оргстекла. И вопрос не решался до того момента, как у меня появилась очередная вертушка, а именно Optonica RP-4705.
С этого момента я понял каким должен быть стол для L75, но использовать в качестве донора ради крышки и петель достаточно дорогой японский проигрыватель было нерационально. Помогло в решении вопроса эхо СССР в виде копии похожей OPTONICA, выпускавшейся в Советском Союзе по лицензии - ESTONIA-010-стерео. Был найден недорогой нерабочий аппарат, но с целым корпусом, который и послужил донором.
Второй этап, поиск и покупка Lenco: Тут всё было достаточно прозаично. Купить этот проигрыватель не составляет особого труда. В основном я просматривал объявления на иностранных площадках, но мой экземпляр ждал меня в Калининграде. Всем требованиям он соответствовал, замены требовали V-блоки тонарма и полиуретановый "бублик" для ролика.
Третий этап, реализация: Чертёж, с тем что я хочу, набросал достаточно быстро, за основу был взят классический плинт, к нему была добавлена надстройка и спустя неделю для меня реализовали макет.
Корректировки по макету были минимальными и спустя ещё 2.5 недели был готов финальный вариант. Далее оставалось собрать и настроить проигрыватель. Была произведена замена кабеля питания, заменены V-блоки тонарма, обновлён ролик и заменены RCA-кабели. Отдельно также вывели "землю".
Не обошлось и без особенностей модели при настройке, и конечно - это тонарм. Первой головкой, установленной на проигрыватель в моем исполнении, была Sumiko Pearl, которая просто на тот момент была под рукой. То ли потому что старые головы были тяжелее, то ли по ещё какой-то причине, с этой головой часть пластинок "входила в повторный цикл" за 3-3.5 см до яблока, кое-как инженер нашей лаборатории смог настроить с этой головой вертушку и она даже играла, но это было "не то". Вообще про этот тонарм достаточно много споров, кто-то считает его совсем плохим, кому-то удалось с ним подружиться. Моя с ним проблема - это антискейтинг, который хорошо работает только с снятым грузиком и пружиной.
Эпилог: Для меня опыт создания своего варианта получился интересным. Сейчас на вертушку поставлен новый шелл с новейшей МС головкой Denon DL-110. До её установки были мысли о продаже, но сейчас аппарат меня устраивает по звуку. Следующим этапом проекта будет замена тонарма, но это уже совсем другая история :)