Недавно мне звонил старый приятель. Звонил поделиться радостью. Получил долгожданное повышение. Назначили руководителем департамента. Говорил он возбужденно. Рассказывал о том, что наконец-то его оценили по достоинству. И он теперь сможет добиться ещё больше.
А через пару недель он позвонил снова. Но на этот раз радости в его голосе я не услышал. Когда первые эмоции схлынули, он растерялся. И испугался.
Раньше у него в подчинении было пятнадцать человек. И он постоянно уходил с работы позже всех, а в отпуске непрерывно читал почту и висел на телефоне, решая разные вопросы. Работал много. Очень много. А спал и отдыхал мало.
Теперь же в его подчинении оказалось больше ста пятидесяти человек. И он обнаружил, что, во-первых, далеко не все начальники отделов готовы к такому же самопожертвованию, как он сам, а во-вторых, что он не знает, как получить от них результат.
И единственное, что я смог сказать: «Займись, наконец, управлением. Перестань работать специалистом».
В чем основная задача руководителя? За что он должен получать деньги?
Как ни странно, он должен руководить. И должен добиваться результатов для компании. Но чужими руками. Руками своих подчиненных.
Его собственная работа заключается в том, чтобы грамотно принять задачи у собственного руководства и затем превратить их в правильные задачи для своих подчиненных. А совсем не в том, чтобы быть самым загруженным исполнителем. Ему платят не за это.
Но совершенно рядовой случай – когда руководитель в бешенном темпе занимается исполнительскими задачами, а потом сам исправляет все недочёты в работе своих сотрудников. Когда он принимает решения, которые вообще не должны выходить на его уровень.
Да, он выдаёт результаты. Пока не начинает валиться с ног. Ведь работать за всё подразделение весьма трудозатратно. А потом выгорает и перестаёт вообще что-либо делать, смирившись с тем, что рано или поздно его уволят.
А компания, тем временем, тратит деньги впустую. Она оплачивает более высокую, по сравнению со специалистами, зарплату руководителю. И оплачивает рабочее время самих исполнителей. Но будучи перегружен задачами младшего уровня, руководитель не выполняет свои прямые обязанности. И сотрудники, оказавшись без должной организации и контроля, тоже не вырабатывают свои зарплаты.
Так и получается, что если руководитель не занимается управлением, то ему сильно переплачивают.
Ну, а если на руководящие позиции назначают не по работоспособности и желанию добиться результата, а из-за родственного или дружеского доверия, то ситуация ещё хуже. Им не просто переплачивают, а чаще всего платят очень неплохие деньги за прямой вред. Но это тема для отдельной публикации.