Найти в Дзене
ТелеНеделя звёзды

Шкала успеха Ирины Старшенбаум

фото: личный архив
фото: личный архив

Актриса откровенно рассказала о новой характерной героине в фильме «Общага», любви к 80-м, своих студенческих годах, актерской удаче и отношении к любви.

— Ира, поздравляю с премьерой, пожалуй, самого долгожданного для вас фильма — «Общага»! Вы о нем начали говорить с восхищением уже сразу после съемок, которые были два года назад. Чем вас так вдохновила и порадовала эта работа?

— Фильм для меня действительно очень личный, да и само произведение очень хорошее и имеет большую фан-аудиторию. Вообще, редко так бывает, когда режиссер-дебютант (как в нашем случае) снимает такое актерское кино, где все было в удовольствие. Наша основная задача в фильме была поработать с драматургией. Для режиссера-дебютанта все было очень непросто, особенно когда у него нет каких-то отвлекающих маневров, взрывающихся машин, мифических персонажей, фантастики и прочего, что есть в современном киноаттракционе. У нас был абсолютный натурализм, голые стены, актеры, и если бы хоть что-то пошло не так, где-то не сложилось, рухнула бы вся картина.

— А история о чем, по-вашему, получилась?

— История про выбор, в первую очередь, про совесть, про разговоры с самим собой. И в Советском Союзе, и в наше время люди часто задумываются о том, что такое честь, что такое совесть. Просто поскольку наши герои остались в неком замкнутом пространстве, получилось более утрировано, мне кажется, что «Общага» — это про любую компанию друзей. Это то, что можно перенести сегодня на любое сообщество, в котором происходят определенные взаимоотношения, ситуации и делается выбор. Поэтому, тема будет актуальной всегда. Сам фильм про молодость и 80-е годы. История про молодых людей, которые пытаются понять, как жить дальше, о сложных и парадоксальных вопросах, любви и боли.

кадр из фильма "Общага"
кадр из фильма "Общага"

— Расскажите про свою Нэлли — королеву общаги? Вам, кажется, впервые досталась настолько характерная героиня?

— Это, конечно, не первая моя характерная роль, но роль действительно интересная, небанальная, Нэлли — не привычная романтическая героиня, немного Софи Лорен, и точно, не совсем из своего времени. Но те женщины, которые сияли тогда на экранах, они служили для меня вдохновением и образом – Жанна Маро, Моника Витти, Софи Лорен. А свою героиню я могу описать так: это женщина, которую хочется либо любить всю жизнь, либо убить через минуту. Она сильная и независимая, не боится затрагивать феминистские вопросы.

— Ваша драматичная история показывает студенческую жизнь в далекие 80-е годы. Что вам известно о той эпохе, когда вы еще не родились? Может быть, родители делились с вами собственными воспоминаниями?

— Это уже вторая моя работа про 80-е, после фильма «Лето». И у меня есть определенное количество багажа — фильмы, книги, у меня хороший бэкграунд в этом смысле. Я люблю то время, когда еще не было свободы, казалось бы — территориальной, в плане своего пространства и прочего, но при этом, люди были очень творческими и самобытными. Эта отличительная черта людей из 80-х мне очень нравится. Родители, конечно, тоже что-то рассказывали, но не так уж много времени с тех прошло, на самом деле, все довольно доступно — огромный пласт музыки, фильмов, произведений искусства.

— А какими вы вспоминаете свои студенческие годы? Годы студенчества — это ведь не только получение профессии, но и любовь, вечеринки, свобода…

— Для меня тот жизненный период был рабочим. Я уже работала на телевидении ведущей, поэтому для меня студенчество было взрослым и осознанным. В основном оно было связано с учебой и работой, каких-то студенческих вечеринок и развлечений я как-то припомнить не могу, у меня были несколько другие интересы.

— Значит, родителям в те годы не приходилось за вас переживать?

— Я очень надеюсь! У меня была своя компания, которая сохранилась до сих пор. Мы все очень тепло, семейно общались, и все события были так или иначе связаны с этой компанией. Поэтому не могу сказать, что я была там королевой вечеринок, или могу вспомнить какие-то драматичные истории, в которые не хочется возвращаться. Нет, я спокойно вспоминаю тот период, без какой-либо драмы. Хотя сама жизнь у меня всегда была и остается бурной и динамичной. А друзья из юности практически все со мной, но не студенческие, а те, с кем я дружу еще со школы.

— Вы москвичка и с жизнью в общаге вам, видимо, не довелось познакомиться?

— С общагой нет, но в детстве меня каждое лето отправляли в лагерь, и та жизнь, думаю, была весьма схожа с коллективной жизнью в общаге.

— А были в студенческие годы порывы уйти из дома, начать самостоятельную жизнь, чтобы самой все решать?

— А у меня и была самостоятельная жизнь, родители никогда не ограничивали мою свободу, всегда предоставляли мне право выбора. И убегать мне ниоткуда не хотелось (смеется), все было органично. А как только мне захотелось переехать, зажить совсем самостоятельной жизнь, так это и случилось. Родители мне всегда доверяли и спокойно отпустили в самостоятельное плавание.

— Вы не сразу пришли в актерскую профессию, был период определения. А когда вы поняли, что, сделав этот выбор, приняли правильное решение?

— Особый выбор передо мной не стоял, я просто перестала хотеть работать на телевидении, а захотела быть актрисой. Как только у меня начала складываться карьера, я по ощущениям сразу поняла, что все верно, я иду правильной дорогой. Ну и, конечно, самое точное подтверждение того, что все было сделано правильно, это когда я получаю приятнейшие письма от людей, которые смотрят кино. И тогда я в очередной раз убеждаюсь, что все, что я делаю, делаю не зря.

— Считается, что актерская судьба очень зависит от удачи. Случались в вашей жизни подобные повороты?

— Мне кажется, что кино — это вообще всегда про случай, и про повороты, и каждая роль достается не случайно. По крайней мере, я так к этому отношусь, за все подряд не берусь. И у меня нет ощущения, что что-то от меня убегает. Я чувствую, куда мне надо идти, а куда не надо, судьбоносно все решается, и каждый раз бывает ощущение какого-то чудесного волшебства. Поэтому каждый проект для меня — это поворот, и когда все складывается, ты понимаешь, почему это должно было случиться. «Общага» — это особо знаковый для меня проект в этом плане. Честно говоря, я там даже сценарий не читала, сразу сказала «Да», когда узнала, что снимать будет Рома Васьянов.

— По какому принципу вы сегодня выбираете проекты, в которых снимаетесь?

— По принципу — кто режиссер, что это за человек, как он мыслит, что снимает, что ему интересно. Хороший сценарий всегда может испортить плохой режиссер, а плохой сценарий хороший режиссер как раз таки может реанимировать. Поэтому я всегда иду к режиссеру.

— Кого вы считаете своими учителями в профессии?

— Всех своих режиссеров, тут мне очень повезло, и я горжусь тем, что в моей жизни эти люди сыграли такую большую роль. К каждому из них я пошла бы на курс, если бы они его набирали в театральном вузе. Конечно, основную роль в большом кино сыграл для меня Федор Бондарчук, так же, как и Алексей Сидоров, у которого я снималась в масштабном «народном» фильме «Т-34». Кирилл Серебренников для меня воплощение мира искусства, предвестник авторского кино, который меня в него погрузил. Сейчас Рома Васьянов для меня тоже очень авторитетная фигура, думаю, что его ждет большое будущее. Это основные режиссеры в моей жизни, но и остальные сделали для меня много значимого, что-то мне объяснили и чему-то научили. Мои режиссеры, собственно, и есть мой институт.

— В чем для вас измеряется шкала успеха? Вот вы вошли сейчас в рейтинг главных молодых актрис России — это успех?

— Я думаю, что успех, это то, сколько жизней изменилось в лучшую сторону благодаря твоим работам. Если хоть один человек скажет, что его жизнь изменилась, и он благодарен за это, то для меня это самый большой успех, значит, все не зря. А рейтинги — это что-то непонятно, я не знаю, как они считаются и насколько это вообще правдоподобная информация. Большой герой для меня Чулпан Хаматова, которая снимается иногда не в самых рейтинговых, но очень классных, авторских проектах. И делает при этом очень важное дело, организовав фонд «Подари жизнь».

— Вы не раз называли себя трудоголиком, но, говорят, что трудоголики не умеют расслабляться. Вы умеете отдыхать?

— Стараюсь учиться, но с этим действительно есть некоторые сложности, все время хочется что-то начать делать. Не так давно устроила себе, наконец, отпуск, летала в Калифорнию, но все равно приходилось иногда работать — записывать пробы, читать сценарии через день. Но мне так больше нравится отдыхать, с ощущением, что ты делаешь что-то полезное и при этом приятно проводишь время, ходишь в музеи, смотришь на окружающую тебя красоту.

— Вы оправдываете клише об актрисах, как об очень далеких от бытовых вещей созданиях? Или вы хорошая хозяйка?

— Многие из актрис, по крайней мере, те, кого я знаю, хорошие хозяйки. Если говорить про себя, то мне сложно оценить, насколько я хорошая или не очень хозяйка. Я люблю готовить и в целом очень люблю свой дом, для меня он очень важен. Мне вообще нравится создавать все красивое, и домашний уют в том числе.

— Любите ли вы себя чем-то радовать по-женски — шопинг, уход за собой?

— А что значит по-женски? Мне кажется, в мире новой этики это не очень правильное разделение. Многие мужчины с удовольствием радуют себя тем же, что и женщины, и могут позволить себе и маникюр, и шопинг. Иногда мужчинам тоже очень хочется гулять, есть мороженое и покупать себе новые рубашки! Почему нет, я только за! (Смеется.) Так что про «женские» радости я не очень понимаю, могу рассказать просто про радости. Радость — это когда можно побыть с собой наедине. Я очень люблю йогу, заниматься практиками, которые могут привести в баланс и ум и тело, а также развивать и избавлять от блоков. Люблю ходить в баню. У нас есть традиция, когда мы собираемся именно женской компанией и едем в баню, и обсуждаем там какие-то свои женские темы, семейные ценности.

— У вас недавно был пост с цитатами из «Общаги»: «Ты меня любишь. Я тебя люблю. А любви между нами нет. Это против всех законов». А вы сами верите в настоящую любовь?

— Мне кажется, нет ненастоящей любви, она либо есть, либо ее нет.

— Сколько вам нужно времени, чтобы влюбиться?

— Честно говоря, я такими категориями не мыслю, я человек импульсов и ощущений. Я не делю любовь на время, влюбленность, чувства и подчувства. У меня есть в целом восхищение людьми, я могу влюбиться в талант человека, могу влюбиться в то, что он создал, в то, как он выглядит сегодня. Меня в целом очень вдохновляют и влюбляют в себя люди. Поэтому влюбиться во что угодно я могу за мгновение. А полюбить — это момент уже очень ответственный и серьезный, и любить кого-то по-настоящему ты можешь, когда годами проверяешь это чувство, видишь, как оно трансформируется, и как ты с все большим трепетом и уважением относишься к другу, подруге, к мужчине, к маме. Любовь — она всегда живет и развивается.

— Еще один пост «Спасибо моему лету!». А что же самое лучшее случилось с вами этим летом? Адресую вам вопрос, который вы задали подписчикам. Чем оно будет для вас ознаменовано?

— Я люблю задавать вопросы подписчикам, чтобы они вспомнили что—то хорошее и поблагодарили за что-то, потому что сама я себя всегда склоняю к благодарности, важно как можно чаще культивировать в себе это чувство. Много всего хорошего случилось этим летом, сбылись две мои большие мечты — одна творческая, другая материальная! Не могу пока их озвучить, по ряду причин. И этим летом я совершила классное калифорнийское путешествие. Поскольку у меня не было никакой действующей визы, кроме американской, то я решила на полтора месяца уехать в Калифорнию, ездить по штатам и любоваться природой.

— Какие открытия вы там для себя сделали, что интересного увидели?

— В Калифорнии очень необычная природа, похожа то на испанскую, то на итальянскую, скалы как из итальянского фильма «Приключение» Антониони. Очень впечатлили скалистые пляжи, невероятно красивые. Понравился национальный парк Секвойя, где растут самые огромные в мире деревья просто сказочной красоты. И еще запомнилась поездка в Сан-Франциско, который почему-то показался мне очень похожим на Петербург. Такие же ветреные, пролетные улицы, красивые британские дома и довольно дикая природа. И конечно, американские джазовые концерты, на которые я ходила в настоящие джаз-клубы. Там поют артисты, которые были знакомы еще с Фрэнком Синатрой и другими знаменитыми джазовыми музыкантами. Они просто потрясающие, харизматичные, очень красивые и свободные люди, последнее поколение тех самых великих американских джазменов.

— Что привезли из этого путешествия?

— Люблю привозить из поездок посуду и пластинки, это моя обязательная часть программы. В этот раз привезла пластинку, которую даже не ожидала найти, — Майлза Дэвиса с саундтреком к фильму «Лифт на эшафот», где снималась Жанна Моро. Причем эта пластинка была в единственном экземпляре, как свалившееся с небес чудо, она как будто ждала меня!

Досье:

Родилась: 30 марта 1992 года в Москве

Образование: Московский государственный университет печати им. И. Федорова (факультет «Медиабизнес и связи с общественностью»)

Карьера: снялась в таких фильмах и сериалах, как «Крыша мира», «Притяжение», «Калиманджара», «Лето», «Т-34», «Вторжение», «Содержанки», «Учителя», «Шерлок в России», «Джетлаг» и др.