Найти тему

Отрывок из исторической сказки Разоблачение Чёрного Пса

Разоблачение Чёрного Пса - сказка про мышат Тимку и Тинку из Исторического музея. Они и их бабушка неожиданно оказались в средневековом Новгороде! Благодаря увлекательному сюжету и воссозданию исторических деталей ребенок может почувствовать эпоху изнутри. Мир Древней Руси оживет, станет понятным и близким.

Исторические сказки помогают понять: то, что для нас стало историей, было для кого-то настоящим. Дети, такие же, как они, играли, дружили, учились. А вот как именно — это как раз и показывает сказка.

Чтобы лучше представить себе, как выглядят исторические сказки, предлагаем вам отрывок из книги "Разоблачение Чёрного Пса". В ней мышата отправятся в Древний Новгород.

...ЧЁРНЫЙ ПЁС УНОСИТ КУКШУ

-2

Из дальнейшего разговора выяснилось, что мыши попали в Антониев монастырь, прямо в трапезную.

— В трапезную? — оживился Тимка. — Значит, скоро кормить будут?

— Здесь, в трапезной, только монахи кормятся, — объяснил Данила Тимке. — Вы, часом, не монахи будете?

— Не похоже, что он монах, — задумчиво сказал Онфим. — Он больше на мыша смахивает.

— Мыш и есть, — сказал Данила. — Где ты видел монаха с хвостом?

— А где ты видел говорящего мыша?

Но Тимка прервал этот учёный разговор.

— Ну, если здесь монахи кормятся, что вы-то сами тут делаете?

— А нас, отроков, тут учат. Букварь читаем, Часослов, Псалтирь.

Оказалось, что в Новгороде грамоте учились все дети — и богатых родителей, и бедных. Даже девочки — и те ходили в школу.

Но такое было только в Новгороде, в остальных русских городах было иначе. Мыши тоже представились ребятам. Видя, что мыши не кусаются и вообще ребята хорошие, мальчишки приободрились. Стали разговорчивее.

-3

Тут Онфим заметил лежавшую на полу бересту, на которой прилетели из будущего мыши. Нагнулся, стал читать вслух по складам:

— «От Тво-ри-ми-ра кы Фо-ме. Кла-ня-юсь те-бе, брате, за-хо-ди в мой двор...»

— Это какой же Творимир? — перебил его Данила. — Не тот ли, что на Холопьей улице живёт?

— Знамо, он, — отвечал Онфим. — И брат у него имеется, Фома-каменщик. Злой как собака. Я в него как-то камнем угодил, так он меня после лозой хлестанул. Главное, камень-то небольшой был, с кулак. А он — сразу в драку.

И Онфим с обидой посмотрел на бересту, как будто это она лезла в драку.

— Ужо я ему грамотку-то поломаю, — сказал Онфим. — Не узнает, что брат его к себе зазывал!

И он было взялся за бересту. Но тут бабуля вмешалась.

-4

— Не трогай, — сказала она Онфиму. — Эта береста нам нужна, чтобы домой возвратиться. Без неё мы навсегда здесь останемся. В этот миг дверь открылась и в трапезную, вопя, ввалилась ватага ребят. Данила быстро спрятал мышей в котомку, где у него лежали таблички для писания.

От общей кучи учеников отделился рыжий веснушчатый мальчишка, подскочил к Онфиму и выдернул у него из рук бересту.

— Чего это у тя? Дай глянуть!

Бабуля высунулась из котомки и крикнула Даниле.

— Верни бересту!

— Ага, вернёшь теперь, — пробурчал Данила. — Этот Кукша хуже змеи-ехидны...

Рыжий Кукша, увидев говорящую мышь, чуть на пол не сел.

— Это чего у вас? Мышь? Взаправду говорит? — не поверил он.

— Нет, только песни поёт под гусельки, — съязвил Онфим. — А есть у нас другой мыш, тот и счётной премудрости умеет.

— Бересту верни! — велел Данила.

— Шиш те, а не бересту! — отскочил Кукша. — Хочешь бересту, давай меняться. Ты мне — мыша говорящего, я тебе — грамотку!

-5

— Последний раз говорю: отдай! — Данила грозно поднялся со скамьи.

— Вот тебе! — и Кукша продемонстрировал неприятелю немытый кукиш.

Даниле вид кукиша показался обидным, и он бросился на Кукшу с кулаками. Завязалась потасовка. Все, кто был в трапезной, собрались вокруг сражающихся. Мыши и Онфим, конечно, болели за Данилу и всячески его подбадривали.

— Ура, мы ломим! — вопил Тимка.

— Шайбу, шайбу! — кричала бабуля.

Бой выходил примерно равным. Мальчишки пыхтели, возили друг друга носами по полу, но одолеть никто не мог.

Онфим сам в драку не лез, зато суетился вокруг — давал полезные советы.

— Дай ему в нос! Так, хорошо… А теперь ухи откуси — он этого не любит.

— Зачем же уши откусывать? — удивился Тимка. — На них же шапка держится.

— А он шапку всё равно не носит, — отвечал Онфим. — Так что ухи ему без надобности.

— Совсем без ушей тоже неинтересно, — заметила бабушка.

— Ну, ладно, — великодушно сказал Онфим. — Все ухи откусывать не обязательно. Одно можно оставить. Для красоты.

Все были так увлечены дракой, что никто не заметил, как в классе появился монах-учитель отец Матфей. Высоченный, как журавль, худой, длинноволосый, в чёрном подряснике, он навис над бойцами. Секунду наблюдал, как бы ожидая, кому присудить победу. Так и не склонившись ни на чью сторону, цепкими пальцами впился каждому в ухо и поднял с пола. Оба стояли теперь на цыпочках. Отец Матфей держал ребят за уши, а они на этих ушах почти висели.

-6

— Ы-ы-ы! — жалобно завывали и Кукша, и Данила. — Пусти, отче!

Мыши испуганно спрятались в котомку. Онфим заслонил котомку собой.

— Кто драку затеял? — елейным голосом осведомился отец Матфей.

— Он! — в один голос сказали Кукша и Данила, показывая друга на друга.

— Из-за чего пря разгорелась? — продолжал допрос учитель.

— Он мыша принёс говорящего! — заголосил Кукша.

Монах нахмурился.

— Пошто врёшь?

— Я не вру, — заныл Кукша. — Он мышу вопросы задаёт, а мыш ему отвечает. Человеческим языком.

Через минуту наказанный Кукша уже стоял в углу на коленях и озабоченно потирал распухшую филейную часть. Учитель всыпал ему розог — за враньё. Однако победа была неполной. Хитрый Кукша успел всё-таки схватить бересту и спрятать себе за пазуху. Теперь он время от времени поворачивался и быстро, чтоб не заметил монах, показывал Онфиму и Даниле язык.

Урок шёл своим чередом. Ученики по очереди читали вслух Псалтирь, потом упражнялись в писании слогов и слов. Писали они на вощёных табличках железными и костяными палочками. Такая палочка так и называлась — писало. С одной стороны, она была острая, с другой — круглая. Написав, затирали написанное круглой частью, и дощечку можно было использовать снова.

Мыши тем временем тихо сидели в котомке. Бабуля объясняла им, что с ними случилось и почему она в этот раз вместе с ними попала в прошлое.

— А что, — спрашивала Тинка, — все мыши могут во времени путешествовать?

— Не все, — отвечала бабуля. — Но мы можем. У нас всё семейство такое. Потому что мы — не простые мыши. Мы — Хранители времени.

— А что делают эти Хранители? — поинтересовался Тимка.

— Приглядывают за временем, — отвечала бабуля. — Чтобы времена не перепутались. А если что не так, наведут порядок.

— Вот это да! — ахнула Тинка. — А я-то думала, откуда мы человеческий язык знаем?

— Выходит, мы не обычные мыши, а волшебные! — возликовал Тимка. — А чего мы ещё можем?

— Мы много, чего можем, — сказала бабуля. — Только до поры до времени вам этого знать не надо.

— Бабуля, я все-таки одного не понимаю, — сказала Тинка. — Как это у нас получается путешествовать во времени?

Бабуля посмотрела на неё внимательно.

— Чтобы попасть, например, сюда, в XII век, нужно было взяться за какой-нибудь предмет из этого времени...

— ...Например, за берестяное письмо, — догадался Тимка...

— ... Потом щёлкнуть хвостом и крикнуть: «Вперёд!» И мы в XII веке.

Мышата посмотрели друг на друга. Физиономии у них стали довольно кислыми.

— А мы раньше без всякого щёлканья перебирались, — робко сказал Тимка. — Это неправильно, да?

— Мы, наверное, неправильные хранители, — с грустью кивнула Тинка.

Но бабушка объяснила, что раньше мышата были маленькими, и многие вещи у них получались сами собой. Но теперь они повзрослели и должны соблюдать магический ритуал, а иначе толку не будет.

-7

— А почему же здесь лето, если у нас была зима? — спросил Тимка.

— Наверное, береста была летом написана. Вот мы в лето и переместились, — отвечала бабуля.

— Ну, хорошо, — сказала Тинка. — Сюда мы переместились. А обратно как?

— Чтобы попасть обратно, надо взяться за бересту, щёлкнуть хвостом и крикнуть «Домой!» — объяснила бабуля.

— Так давайте скорее обратно! — обрадовалась Тинка.

Тимка скорчил рожу:

— Ага, мы — обратно, а нас там кошка ждёт! Добро пожаловать, уважаемый обед!

— Нет, я обедом быть не хочу, — сказала Тинка.

Бабуля тоже не хотела быть обедом.

— Стара я уже обедом быть, — сказала бабуля решительно. — Не те мои годы... Так что обед из мышей отменяется. Но для начала надо бересту вернуть. Потому что без неё мы назад не перенесёмся. А береста наша — у Кукиша этого.

— У Кукши, — поправила Тинка.

— Не вопрос, — сказал Тимка. — Сейчас урок закончится, и мы у Кукиша бересту отнимем...

— У Кукши, — снова поправила Тинка.

— Тем более отнимем! — сказал Тимка.

В этот момент снаружи раздалось странное рычание. Мыши высунули головы из котомки — и замерли от ужаса.

В углу трапезной стоял огромный чёрный пёс. Зубы его были оскалены, глаза сверкали мрачным огнём. Рядом с ним на коленях трясся маленький рыжий Кукша. Весь класс, оцепенев, смотрел на пса. Белый как мел учитель-монах поднял дрожащую руку:

— Изыди, Сатана...

Пёс оскалился, обнажив громадные клыки, и так рявкнул на монаха, что тот без чувств грохнулся на пол. Пёс обвёл окаменевших детей жутким взглядом, взял сжавшегося Кукшу зубами за ворот и поволок вон из трапезной...

-8