Найти тему
Вторая жизнь авто

История автомобильных номеров СССР

История стандартизации автомобильных номеров, собственно, как и вся история серийного советского автопрома начинается с копирования американского опыта. И это естественно, поскольку массовая автомобилизация началась именно в США и к 30-м годам американский автопром был абсолютным законодателем автомобильной моды.

Соответственно, если на первом советском конвейере делали копии американских Фордов, то и ставили на них номера в американском стиле.

При этом в самом США единого стандарта номеров не было. Каждый штат имел свой формат, но в целом сохранялся принцип – название штата приписки авто, его цифровой номер и год выдачи.

Что-то похожее сделали в первом стандарте номеров СССР в 1931 году.

-3

Причем, у регионов была определенная гибкость в формате номеров, например число цифр и шрифт, но такой вольности как в США конечно не было.

Первая попытка создания стандарта в 1931 году была удачна по форме – на квадратной таблице цифры и буквы, но неудачна по содержанию. Цвет для фона был выбран белый, а для букв и цифр черный, в результате на грунтовых дорогах (а других тогда почти не было) номер превращался в грязно-серый нечитаемый квадратик. Да и с вольностью, пора было заканчивать. В 1936 цвета поменяли местами, упорядочили место, количество и индексацию для буквенной составляющей номера и номер стал похож на номер.

-4

После войны появилось достаточно много индивидуальных, как трофейных машин, так и авто собственного производства. В 1946 году провели очередную номерную реформу. Легковым автомобилям вроде как полагались черные номера с белыми буквами, а грузовым желтые с черными буквами. В реальной жизни, судя по фотографиям, очень строго это не соблюдалось. С определенной долей уверенности, можно только сказать, что индивидуальным владельцам давали черные номера.

-5

Слева трофейный Форд с частными советскими номерами образца 1946-го года, где-то в Польше. Если не вникать в детали, то можно подумать, что это снимок из параллельной вселенной, где немцы победили (тьфу, тьфу не дай бог!). Уж очень польские солдаты похожи на немецких, Форд на ГАЗ-А, а пейзаж на российскую глубинку.

В центре триптиха машин с номерами образца 1946 года, Москвич-400/401 с "грузовыми" номерами желтого цвета. Видимо, формат соблюдался не очень строго.

-6

Вот еще интересные фото с автомобилями на номерах 1946 года. На фото слева ГАЗ-М-20Б «Победа» с желтыми «грузовыми» номерами. На фото справа детектив – предсерийный Москвич-408 не ранее 1961 года выпуска. Это удивительно, но факт есть факт. Наверное, завод имел в этом определенную гибкость и ставил на предсерийные машины, то что под руку попадется?

К 1959 году образовался дефицит номеров, выпуск автомобилей рос, двухбуквенных серий не хватало. Поэтому провели еще одну реформу и добавили третью букву. Цветовая гамма теперь выдерживалась строго, только черный фон и только белые буквы.

-7

На фото слева Москвич-401 с номерами 1959 года, что говорит о том, что автомобиль уже сменил своего владельца и может не один раз. На фото справа Москвич-408 с передней оптикой в экспортном варианте.

Последняя «номерная» реформа в СССР прошла перед Олимпиадой-80 в 1977 году.

Для легковых автомобилей государственной принадлежности и индивидуальных владельцев было сделано четкое различие. Государственным - сначала 4 цифры, потом 3 больших буквы, индивидуальным – сначала маленькая буква, потом 4 цифры и в конце 2 больших буквы.

-8

Слева ВАЗ-2101 с частными номерами, справа ВАЗ-2109 с госномерами, образца 1977 года.

Спасибо, что интересуетесь темой советского легкового автопрома. Будем рады вашим комментариям, замечаниям и предложениям!

Авто
5,66 млн интересуются