Эта статья не несет какой-либо практической пользы. Написана она исключительно из желания "повозмущаться". Статья из разряда - " Кто виноват?" и "Что делать?", которые, если честно, я сама терпеть не могу.
Но мне жутко интересно мнение других людей: а можно ли, действительно, что-то сделать? Или все сводится к простой истине: зарабатывай много денег и лечись в платных клиниках?
Кстати, наличие денег иногда тоже не решает проблемы. О платных услугах я тоже немножечко скажу, но чуть позже. А пока по порядку.
Живем мы в маленьком городке (около 100 тыс. населения). В больнице я в последний раз лежала более 20 лет назад. В те времена испытывала я к нашим врачам безграничную благодарность, а от нашей медицины была в искреннем восторге. Сейчас же не знаю, что и думать. Очень не однозначное впечатление.
Случилась со мной на днях неприятность, да такая, что попала я в больницу. А именно в отделение гинекологии. Сразу скажу, что ничего страшного: "мадам" перевалило за 45, и здоровьишко начало давать сбои. Почему-то "ягодкой опять" я не стала, а наоборот, начала потихоньку разваливаться по запчастям. Это сейчас мне смешно!
А в тот день я была капитально напугана: случился со мной натуральный приступ. Дело было в воскресенье.
Я позвонила в скорую, спросила, как мне лучше поступить. Девушка попросила, если есть возможность, приехать самим. "А то у нас всего три машины сегодня" - сообщила она.
Здорово! На население в 100 тыс. человек!
Поскольку живем мы в районе больничного городка, я согласилась и прибыла сама.
И тут - началось! (Первые впечатления).
Встретила меня совершенно разъяренная врач со встрепанными волосами, с не накрашенным, серым (то ли от усталости, то ли от злости), лицом. Смотрела она на меня с ненавистью, разговаривала резко и сердито, быстро задавала вопросы, ядовито комментировала каждый мой ответ ... Короче, я была полностью деморализована и до смерти боялась осмотра: мне и так больно, а человек в таком состоянии! Но ...
Осмотр врач произвела неожиданно быстро, ловко и аккуратно, не причинив мне не малейшей боли. Даже напротив, я сразу расслабилась, почуяв по опытным рукам и внимательным глазам, что передо мной - профессионал. Я немедленно простила доктору всю ее неприветливость.
Тут надо заметить, что у меня прямо-таки слабость ко всем людям, которые делают свою работу классно. И мне без разницы: управляют ли они самолетом, учат детей или просто стоят за прилавком. А уж когда лечат людей! Сердитая докторша сразу начала мне нравиться.
Правда, сочтя мою болезнь не больно тяжелой (как, впрочем, и оказалось впоследствии), врач отправила меня своим ходом оформляться в приемный покой, совсем в другое здание, расположенное довольно далеко. Я же прибыла не со скорой, а нарисовалась самостоятельно. И я, морщась и охая, довольно долго ползла по каким-то жутким подземным переходам, десять раз заблудившись. Потом приплелась обратно.
На этом мои мытарства закончились. (Впечатление второе).
Со мной очень быстро проделали все необходимое: чем-то напоили, чем-то обкололи, произвели небольшое хирургическое вмешательство. Медики действовали быстро, слаженно: профессионализм в нашей больнице остался по-прежнему на высоте. Доктор на меня больше не покрикивала, только чего-то потихоньку ворчала, вроде того: "Как же все любят по выходным заболевать!", но страшной мне уже не казалась. Профессионализм в ней я ощущала чуть-ли не физически, а это куда важнее особенностей ее характера!
Наркоз оказался обалденным: вырубилась я махом и очухалась уже в палате. Никакого длительного "отходняка", никаких болей, и вообще, по ощущениям - я была уже здорова, как корова. Вот вам - и злой доктор, вот - и пренебрежительное отношение к больным!
В силу своей природной неулежчивости неусидчивости, в кровати я выдержала минут 15, а потом поперлась шляться по коридору, узнавать местные порядки и заводить знакомства с другими больными.
От "старожилов" я узнала, что мне повезло, я попала в дежурство зав. отделением. Узнала, что это и впрямь - потрясающий врач. Выяснила и причину столь дурного ее настроения.
Работа современного бесплатного доктора.
Оказалось, что на огромное отделение, переполненное больными бабами женщинами, осталось всего лишь два врача плюс сама зав. отделением. Ей приходится не только исполнять свои прямые обязанности, но и дежурить, менять своих штатных врачей. На момент моего прибытия сложилась и вовсе интересная ситуация: один врач из двух была в отпуске, заведующая и единственный оставшийся врач работали вдвоем, сменяя друг друга. Заведующая как раз отработала сутки, и тут ей позвонили и сообщили, что последняя ее "сменщица" заболела и выйти не сможет. Вот, видать, я и попала в тот момент, когда бедная женщина поняла, что ей не только пахать еще смену, но и вообще непонятно, сколько еще работать!!!
А больные женщины прибывали и прибывали! И с кровотечениями, и с выкидышами, и с воспалениями яичников, и с острыми болями, и с не очень острыми, но все - перепуганные и порой заплаканные.
Доктор носилась по отделению, как ведьма на помеле: из груди вырывается уже рычание, глаза - бешенные, волосы дыбом (я не преувеличиваю)!
Вновь прибывшим занедужившим бабенкам доставалось от нее по полной программе! К нам в палату привели женщину всю в слезах: докторша довела до истерики. Мы всей палатой бросились утешать "новенькую", объясняя ей, что у доктора "просто манера такая", а так она - классная!
И доктор действительно была классной! Всем поступившим была оказана быстрая, грамотная помощь. Доктор оперировала, чистила, делала назначения, снова резала, штопала, лечила ... Анестезиолог откуда-то приходил, в качестве ассистента приглашали дежурного врача из какого-то другого отделения. И так - целый день! Шли вторые сутки ее дежурства.
К вечеру к нам в палату положили молодую женщину с острой болью. Доктор сняла боли, велела пациентке лежать, не вставая. Видимо. надеялась оттянуть операцию хотя бы до утра. Но девчонке полегчало, она поперлась в туалет, там грохнулась в обморок, привезли ее в палату уже на каталке.
Влетела докторша, осмотрела, что-то спросила у больной. Я только услышала, как у доктора вырвалось: "... твою мать! Ну, что, везите в операционную!" Оперировали женщину 3 часа.
Не знаю, удалось ли доктору вздремнуть хотя бы остаток ночи. Утром вновь началась ее смена. Больных, правда, было поменьше: очевидно, с частью занедуживших справлялась заработавшая в понедельник женская консультация. Но наша врач по-прежнему носилась "в мыле". Положение усугублялось тем, что в понедельник ей приходилось еще заниматься и своими прямыми обязанностями: как заведующей отделением. Телефон ее просто разрывался, к ней без конца приходили какие-то люди, чтобы решить какие-то текущие дела, а больные при этом никуда не девались, новые продолжали поступать, "старенькие" пытались добиться от доктора ответов на свои вопросы. У той, похоже, уже не было сил даже ругаться: она просто не отвечала.
Тем не менее, все назначения были сделаны: нас лечили. То вызывали на уколы, то приносили лекарства, то отсылали на УЗИ. Работа шла, несмотря ни на что!
Кое-кто из моих соседок возмущался поведением врача, а я была от нее в восторге! Высший пилотаж! Состояние ее мне было близко и понятно.
Дело в том, что подобная ситуация не раз складывалась на моей работе, и я сама бывала "в шкуре" нашей докторши.
Более 20 лет я являюсь хозяйкой продуктового магазина. Сравнение, может, неуместное, но я отлично знаю, как недостаток сотрудников пагубно сказывается на работе всего предприятия. Про простых работников я и не говорю, думаю, многие и сами знают, как возрастает нагрузка на весь коллектив, когда выпадает хотя бы одна штатная единица. Скажу с точки зрения "начальства".
Бывали у меня моменты, когда я приезжала на работу в три часа утра, чтобы успеть подфасовать, что нужно, прибрать, подготовиться к смене, провести платежи поставщикам по безналу, написать заявки и т.д. А в 8 утра встать к кассе.
И вот, стою я: одной рукой торгую, другой рукой фасую. Со всех других отделов доносятся призывные вопли продавцов (у них в такие моменты непременно что-то случается), телефон в кармане разрывается: поставщики пытаются получить от меня заявки, контролирующие органы желают со мной пообщаться (почему-то именно в такие дни). Отчаявшиеся дозвониться поставщики начинают заявляться уже в живую, водители компаний, работающих за наличку, требуют расчета ... А я не могу покинуть покупателей! И для совсем уж полного "дурдома" кто-нибудь из продавцов сообщает, что сломалась касса (терминал, холодильник)!
Короче говоря, к концу такого денечка у меня уже и волосы дыбом, и выражение физиономии дикое и ...
Но! У меня, по крайней мене, есть возможность закрыть магазин согласно режиму работы, поехать домой и даже выспаться!
У нашей докторши такой возможности не было! "Выпустили" ее лишь под вечер понедельника (почти трое суток работы). Видимо, удалось найти замену на ночь.
На следующий день к нам явился совсем другой человек: аккуратно причесанная, подкрашенная, симпатичная женщина. Что значит, человеку удалось выспаться! Во время обхода она с нами со всеми поговорила, ответила на вопросы, сделала внятные рекомендации. Самое интересное: она всех нас помнила! В наши карты практически не заглядывала! Ну как тут не восхититься?!
Печальные выводы.
В общем, посмотрела я на все это дело, и стало мне интересно: во всех ли маленьких городках такая ситуация, или это у нас только такое намудрили? Врачей катастрофически не хватает, впрочем, медсестер тоже! Такая ситуация не только в "дамской" больнице. Живем мы в районе больничного городка, и я, конечно, слышала, что с медперсоналом у нас большие проблемы. Сказалась и недостаточная оплата и "оптимизация". Я выросла на этой окраине и помню, что когда-то прилет медицинского вертолета из областного города был целым событием для нашей "деревни". Срывались и стар, и млад, все бежали смотреть на посадку, а затем на взлет вертолета. Прилетал он к нам от силы пару раз за год, когда наши городские врачи, видимо, уже не могли справиться с какой-то ситуацией. Теперь же вертолет летает через день, да каждый день. Никто уже не бежит на него смотреть, скажу больше, на него не реагируют даже наши собаки: не лают и не носятся по дворам при виде чудовищной "птички". Привыкли ...
Похоже, своих специалистов у нас практически не осталось. Но ведь они были раньше! Что же произошло? Каждый раз, как вижу вертолет (примерно 1-2 раза в неделю), все думаю: неужели выгоднее гонять вертолет туда-обратно, чем просто сделать нормальную оплату и хорошие условия труда врачам, и привлечь таким образом сотрудников в наши больницы? Может, я чего-то не понимаю?
Справедливости ради, надо заметить, что в наших больницах сделали ремонт, кровати современные, постельное белье - новое. Питание - вполне нормальное: без особых изысков, конечно, но все съедобное, свежее, даже вкусное. Тут наши городские власти - на высоте! Но врачей-то нет!!!
И мне кажется, как-то странно решаются вопросы в нашем здравоохранении, как-то не с того конца. Ну, вот к примеру, заболеет человек тяжело-тяжело, привезут его в отремонтированную больницу, положат на новые простыни и даже будут его хорошо кормить! Но если лечить его будет некому, то он все равно помрет! А может, не помрет, если "к житью", так выживет. Как-то так. Может, имело смысл затраченные средства пустить на какие-то поощрения медицинскому персоналу? Или я опять чего-то не понимаю? Что ж, я не экономист, просто "торгаш".
Но я хорошо знаю простую вещь: чтобы люди работали, им нужно хорошо платить! Я изо всех сил стараюсь поощрять и заинтересовывать хотя бы своих лучших работников, чтобы хоть они были со мной. Ведь когда я сама встаю за кассу, получается бардак. И дело не в том, что у меня какие-то амбиции или гордыня, наоборот, я очень люблю эту работу. Могу сказать без ложной скромности, что я - классный продавец. Но ... Заявки сделаны абы как, и поставки потом соответствующие, проплаты - тоже как попало, и копится долг и т. д. Продуктивность падает. Вывод: руководитель должен руководить, а работники - работать. Штат должен быть полным! А что же тогда творится в наших больницах? Они же - куда важнее!
Ведь, согласитесь, одно дело, если я когда-нибудь в условиях острого недостатка сотрудников психану и закрою магазин. Тут пострадаю только я сама: буду в убытке и налог платить будет нечем. А люди преспокойно отоварятся в другом магазине. И совсем другое дело, если описанная мною зав.отделением однажды не выдержит и уволится! И кто нас будет спасать?
Скажете, езжайте в платную клинику? Мы с моей сестрой поболтали на эту тему. Недавно у сестры была проблемка со здоровьем. В женскую консультацию у нас запись минимум за 10 дней. Сестра побоялась тянуть и пошла в платную клинику. За консультацию взяли 1500 р., назначение сделали, проблему решили. Но! Если с женщиной внезапно случится что-то посерьезнее, хотя бы вроде моей болячки, то ей помочь не смогут: стационара в платной клинике нет, хирургическое вмешательство никто не сделает, и женщину также направят в бесплатную больницу, к моей "сердитой" докторше! Замкнутый круг.
А если в больнице врачей не будет? Что ж? Садись в машину и езжай в область. Понятно, мой муж бы меня отвез, и деньги бы мы нашли. А если у женщины нет такой возможности? Или муж элементарно попил пивка? Ну, бывает же такое. Брать такси? И, ехать с таксистом 1,5-2 часа, сопя от боли и истекая кровью! Красота!!! Причем, ехать, наверное, надо в платную клинику. Вряд ли в областных бюджетных больницах радостно и быстро примут иногороднего больного! А если у женщины нет достаточной суммы? Опять какой-то замкнутый круг!
В общем, все как-то печально, и даже страшновато!
Мне интересно мнение других людей: есть ли надежда, что прежняя система здравоохранения со временем как-то восстановится? Или дальше все будет только еще печальнее? И имеет смысл держать всегда какой-то неприкосновенный денежный запас на случай форс-мажора? Как обстоят дела в других маленьких городках? Как у вас дела с наличием врачей в бесплатных больницах?
На этом заканчиваю. Желаю вам крепкого, прямо-таки несокрушимого здоровья, чтобы не попадать ни в платные, ни в бесплатные больницы. Жду ваших комментариев!