В соседнем Кыргызстане решились на интересный эксперимент и на законодательном уровне совместили должности премьер-министра и руководителя президентской администрации. Шаг довольно неоднозначный, но с точки зрения трансформации и упрощения структуры государственного аппарата весьма интересный. Захочет ли Казахстан, находящийся в процессе очередного реформирования системы госслужбы, применить этот опыт оптимизации уровней принятия решений и перераспределения секторов политического влияния?
Факт…
11 октября президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал новый закон «О кабинете министров», одним из принципиальных изменений которого стало совмещение должностей премьер-министра и руководителя администрации президента. Эта норма широко обсуждалась киргизской общественностью в рамках принятия решения по конституционной реформе, завершенной весной текущего года. В итоге она была одобрена большинством населения Кыргызстана в ходе проведенного референдума. Власти соседней страны рассчитывают, что подобный шаг станет эффективным инструментом, который поможет перейти от парламентско-президентской к президентской форме правления и будет способствовать искоренению политической коррупции путем повышения ответственности чиновников перед народом и обеспечения транспарентности их деятельности.
Старт инициативе уже дан – в середине октября «совмещенную» должность возглавил однофамилец действующего президента. Новый глава кабмина и по совместительству руководитель АП Акылбек Жапаров сразу же анонсировал перезапуск системы, повлекший перераспределение полномочий между членами правительства и серьезное сокращение государственных служащих.
Насколько эффективным окажется такой подход, покажет только время. Хотя подобные меры нельзя назвать чем-то принципиально новым, поскольку ранее они уже не только анонсировались, но и внедрялись в других странах.
Так, в частности, еще в 2010 году глава Башкирии (Российская Федерация) решил возглавить еще и правительство.
Как тогда пояснялось, «Конституция республики, по которой исполнительную власть возглавляет президент, позволяет совмещать эти две должности», а «конструкция с совмещением этих должностей действует более эффективно – нет ситуаций, когда одну и ту же проблему решали бы в двух крылах одного и того же здания – аппарата президента и правительства».
Подобные инициативы озвучивались и в Казахстане. Так, в 2009 году Максут Нарикбаев, являвшийся на тот момент лидером партии «Адилет», предлагал совместить должности президента и премьер-министра.
«Мы считаем более эффективной формой правления в нашей стране ту, которая позволяет президенту объединять полномочия главы государства и правительства... Институт президента, являющийся ключевым в системе исполнительной власти, необходимо органически встроить в систему государственного управления», – заявлял он.
По мнению Нарикбаева, «только в таком случае на президента может полностью распространяться система сдержек и противовесов, обеспечивающая оптимальный баланс исполнительной, законодательной и судебной властей в государстве».
Лидер партии тогда обвинял правительство в том, что оно, «прикрываясь именем президента, практически занимается эксплуатацией образа главы государства, что в результате привело к снижению роли и ответственности самого исполнительного органа».
…и комментарий
С тех пор как предложение о совмещении политических должностей впервые было озвучено в Казахстане, минуло больше десяти лет. Ситуация же, несмотря на чреду проведенных политических реформ и избрание нового главы государства, по сути не изменилась. Самостоятельность казахстанского правительства, равно как и распространение системы сдержек и противовесов на институт президентства с его администрацией, по-прежнему вызывают вопросы.
Порой складывается ощущение, что мы застряли в самом начале пути политических трансформаций, на что косвенно намекает прошлогоднее послание Касым-Жомарта Токаева, в котором он заявил о необходимости перезагрузки всей системы госслужбы.
Версию о том, что процессу рестарта может поспособствовать внедрение в Казахстане на законодательном уровне совмещения политических должностей по опыту Кыргызстана, согласился прокомментировать политолог Жаксылык Сабитов:
– В Кыргызстане, к сожалению, не сложилось сильных политических институтов, которые могли бы держать политическую систему в равновесии. Поэтому каждый новый президент, видя «рыхлость» той системы, которая досталась ему в наследство от предшественников, хочет выстроить ее новую архитектуру. Текущий кейс совмещения должностей премьер-министра и руководителя президентской администрации – как раз из этой категории. Нужно понимать, что эффективность и результативность данного эксперимента целиком зависят от первых лиц, совмещающих данные посты.
Что касается Казахстана, то у нас такой опыт малоприменим, поскольку инерция казахстанских политических институтов свидетельствует об их большей устойчивости и стабильности, чем в соседнем Кыргызстане. В этих условиях подобного рода эксперименты не пользуются популярностью ни у лиц, принимающих политические решения, ни среди населения.