Надя Делаланд делится впечатлениями о «Поколении Маугли», театральном благотворительном проекте под руководством Константина Хабенского, представленном на сцене МХТ им. Чехова.
Спектакль «Поколение Маугли» шел с 2014 по 2016 и возобновился в начале 2021 года, но в определенном смысле это премьера, потому что поменялся состав детей (одни выросли и покинули проект, другие влились в него), состав звезд всегда был подвижен (понятное дело, не все звезды всегда могут), да и сам спектакль трансформировался. Достаточно посмотреть фотографии разных лет, чтобы убедиться в том, что мюзикл — живой организм, и в силу этого своего свойства он просто не смог оставаться одним и тем же и тоже… вырос.
«Поколение Маугли» в этот раз представляли на сцене МХТ имени Чехова, в зале было много детей, но я бы не сказала, что постановка обращена исключительно к детям. Как все самые лучшие книги, фильмы, песни и люди, мюзикл обращен ко всему лучшему в нас — наверное, можно сказать, что к детскому, но первая формулировка мне кажется точнее.
«Поколение Маугли» — это история, выросшая из сказки Киплинга и покинувшая ее, чтобы быть рассказанной на современном языке о жизни в каменных джунглях, разрисованных граффити, разделенных на районы, в которых хозяйничают разные группировки. Например, вольные художники под предводительством Акелы. (Кстати, почему-то в спектакле его зовут Окейло. Возможно, потому что это звучит более звукоподражательно — волкам так сподручнее выть? Или потому, что с таким вариантом имени как-то естественнее ловить ветер — Окейло вместе с подопечными ему волчатами ловят ветер в пакеты — современное искусство, что тут скажешь). Окейлу играет как раз Константин Хабенский, и мне невероятно понравилась интонация, которую он нашел, чтобы произносить, в общем-то, правильные вещи, прописные истины — он говорит их как бы над своим персонажем, делая его забавным, слега нелепым, как Иешуа у Булгакова, немного не от мира сего. И этот прием внезапно заново подсвечивает и закрепляет все, что вроде бы мы и так знали, да вот то ли забыли, то ли за очевидностью решили не придавать этому значения. Мой шестнадцатилетний сын сказал, что Хабенский ему понравился больше всего, но почему его было так мало?! И, действительно, стоящего за всем и над всем этим Хабенского не хватило, он ненадолго появлялся и незаметно исчезал, давая место всем остальным.
Другую группировку, преступную, курировал Шерхан — Алексей Кортнев. Он, конечно, потрясающий — ведь все песни в мюзикле сочинил именно он. И Багира (Елизавета Ермакова) с томным бархатным голосом была прекрасна, и удав Каа, которого играл Эмиль Юмадилов (паренек, который нам с сыном запомнился по студии «Поколение Оперение», очень вежливый и славный, на сцене открылся совершенно с неожиданной стороны), и мой фаворит — медведь Балу (Дмитрий Сумин). К сожалению, я не знаю этого актера по другим работам, но мне показалась особенно близкой серьезность, с которой он вошел в роль: как-то у него все происходило по Гамбургскому счету, у всех остальных был небольшой зазор, понимание условности, и это тоже было органично и здорово, но вот Сумин на общем фоне выделялся. И еще девочка, которая танцевала прямо за ним. Чудесная девочка, бешено размахивающая локтями, высовывающая от старания язык и округляющая глаза. Она совершенно не старалась быть красивой и даже не старалась не стараться быть красивой, просто была — настоящая, веселая, тотальная.
Вообще, хореография в мюзикле — на высшем уровне, все дети прекрасно двигаются, им явно доставляют удовольствия танцы (их поставил Николай Реутов, который тоже участвовал в постановке — пританцовывал на сцене с метлой). В зал идет огромный поток сильной и красивой энергии. Но, должна предупредить, что слабонервные плачут не только в трогательных местах, а рыдают весь спектакль от начала и до конца — славься, славься маска, которой очень удобно вытираться.
В финале спектакля на небольшом экране появились три фотографии — два малыша и девушка. Именно на их лечение пойдут средства от продажи билетов. Спектакль «Поколение Маугли» — благотворительный, актеры за него не получают денег, но каждый раз спасают чью-то жизнь. Мне кажется, это высшая награда.