Найти тему

Итоговое сочинение. Разбираем темы

Оглавление

Направление 1.

Обманчиво легкое направление, потому что выпускники не делают различия между понятием «жизненный путь» и само путешествие.

Обратимся к Интернету, чтобы посмотреть возможные варианты тем будущего экзамена. (Конечно же, это не настоящие темы, не те, что нас ждут 1 декабря. Это только приблизительные формулировки)

1. Зачем человек путешествует?

2. Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

Обе темы предполагают путь в прямом смысле, то есть наши поездки.

На каком литературном материале мы можем раскрыть темы?

Например, пьеса А. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой Чацкий возвращается в Москву после странствий по Европе.

«Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»

Герой сильно изменился, что отмечает Софья, которая выросла вместе с ним. Путешествие по Европе показали Чацкому разницу между тем, как живут за границей и в России. Поэтому его взгляды теперь в корне отличаются от взглядов фамусовского общества. Стоит проанализировать, например, монолог героя «А судьи кто?» или обратиться к отдельным его высказываниям.

«Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Молчалины блаженствуют на свете!»

Чацкий не просто расширил благодаря путешествию свой кругозор, его взгляды стали прогрессивными. Недаром Фамусов переживает, что приютил в доме «карбонари».

Так зачем же Чацкий отправлялся в путешествие? По всей вероятности, чтобы получить нужное образование, увидеть, как развиваются другие страны, понять разницу.

Совсем другую цель преследовал герой рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Всю жизнь он работал только ради обогащения, он мечтал войти в элиту самых успешных людей, поэтому и в путешествие отправляется по такому маршруту, какой выбирали подобные люди. Бунин описывает некоторые места. На чем он делает акцент? Как красоты окружающего мира воспринимает господин?

Отказывая своему герою в имени, Бунин как бы предупреждает нас о бездуховности существования, о вреде наживы. А раскрывается эта мысль более полно, когда проанализируешь эпизоды, последующие за смертью героя. Как отнеслись к самому факту смерти окружающие? Что стало с семьей героя? Как перевозят его тело домой?

Жанр травелога в последние годы очень популярен. Было бы неплохо раскрыть тему сочинения, опираясь на материал современной литературы. Времени достаточно, вполне можно прочитать что-то новое.

Сицилийскими красотами и запахами сицилийской кухни, например, проникнута книга Мэтью Форта «Сицилия: Сладкий мед, горькие лимоны». О том, как путешествие может изменить жизнь, обогатить духовно, раскрыть внутренний потенциал произведение Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить». О необычном кругосветном путешествии, предпринятом 16-летней девушкой, повествует Джессика Уотсон в «Силе мечты».

Подобных книг, как русских, так и зарубежных авторов, много. Найдите свою. И, может быть, прочитанное вас вдохновит предпринять собственное путешествие. Об этом – тема четвертого направления.

Направление 4.

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Какое слово здесь по-настоящему ВАЖНОЕ? "Вдохновляют". Речь не просто о любимых книгах, дорогих или интересных. Речь о книгах, что ВДОХНОВЛЯЮТ.

Что обозначает этот глагол? Обратимся к словарю.

Вдохновлять

1) Вызывать вдохновение, приводить в состояние творческого подъема; воодушевлять. 2) Побуждать к каким-л. действиям, поступкам.

Итак, надо подобрать книги, читая которые мы можем пересмотреть что-то в своей жизни, что-то изменить или исправить.

Герой произведения поможет принять правильное решение, найти выход из создавшегося положения.

Это книги, которые

В. Распутин "Уроки французского"

Герой повести спустя годы, вспоминая, поступок своей учительницы Лидии Михайловны, скажет, что её "уроки были уроками Доброты". Книга покажет, каким должен быть настоящий учитель, как надо относиться к детям, чем можно и нужно жертвовать ради образования. Читая повествование о взаимоотношениях учительницы и ученика, мы учимся состраданию и гордости, милосердию и справедливости. А образ Лидии Михайловны покоряет своей преданностью делу. Неважно, кем ты хочешь стать - учителем, врачом, строителем, рок-музыкантом, экономистом. Главное - быть истинным профессионалом, любить своё дело. "Уроки французского" вполне могут послужить источником вдохновения для принятия верного решения будущего пути.

Чтобы аргумент не превратился в аннотацию к книге, надо остановиться на нескольких эпизодах. Нам нужны те, в которых раскрывается образ Лидии Михайловны как педагога. Например, в начале каждого урока учительница внимательно оглядывала каждого своего ученика, подмечая малейшую деталь, замечая даже то, что дети хотели скрыть. Поэтому Лидия Михайловна сразу поняла, что главный герой попал в беду. Лидия Михайловна на многое идёт, чтобы помочь ученику. Благодаря ей он и сумел получить образование.

Как мне кажется, тема предполагает в большей степени выбор книг СОВРЕМЕННЫМ читателем. Что вдохновляет именно вас, выпускников двадцать первого века? По идее, книги у вас тоже "свои". Несколько лет подряд, например, хотя бы три-четыре сочинения были написаны по "Голодным играм" Коллинз или "Бегущему лабиринте" Дэшнера. Кстати, и та, и другая книга - хороший материал для данной темы. (А "Бегущий в лабиринте" к тому же может послужить основой для рассуждения направления "Цивилизация и технология")

Но ведь существует много других хороших книг, написанных в последние десятилетия.

Ярцева "Принцесса льда"

Главная героиня Маша занимается фигурным катанием. Простое времяпрепровождение постепенно перерастание в желание добиться успехов. Спорт становится смыслом жизни, и Маша вопреки желанию матери САМА добивается высочайших результатов. Целеустремленность девочки вполне может и нас вдохновить на занятия спортом.

Конечно, чтобы книга послужила литературным аргументом, необходимо проанализировать ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер героини, её увлечённость, упорство и настойчивость.

Настоящая книга может может поспособствовать пробуждению в читателе чувства сострадания. Истории собак Кусаки (Л. Андреев "Кусака") или Адели (Н. Краснов "Адель и человек"), например, воодушевят читателя на проявление искренней заботы о бездомных животных.

Трогательный рассказ Ю. Яковлева "Сердце земли", посвящённый Матери, наверняка заставит задуматься об отношениях с родителями, вдохновит нас на то, чтобы вовремя сказать маме самые главные слова.

В общем, книга - один из главных источников воодушевления. Главное - определиться с самим литературным источником.

Направление 2

Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хорошим или плохим работником оказался человек?

Экологическая проблема - одна из самых наболевших. Браконьерство, вырубка лесов, осушение рек или изменение их русла - обо всём этом мы знаем не понаслышке.

В прошлой статье мы анализировали повествование в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба". Образ главного героя Игнатьича - ответ на вопрос: герой - браконьер проигрывает поединок огромной рыбине. Но проигрыш этот заставил Игнатьича переосмыслить свою жизнь.

Более остро проблемы экологии звучат в произведении В. Распутина " Прощание с Матерой".

Деревня Матера -остров- стоит на месте, где цивилизация вмешивается в вековой уклад - должна быть построена современная ГЭС. Матера же мешает, поэтому подлежит затоплению. Остров с его уникальным укладом- затопить, дома - сжечь.

Устами героев Распутин ведает читателю важную мудрость:

"Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой, но зачем же без нужды испытывать ее таким образом и создавать для людей никому не нужные трудности, зачем, заботясь о маленьких удобствах, создавать большие неудобства?"

В книге сталкиваются не только технический прогресс и история, но и сами люди.

Для Дарьи Матера - это не просто родина, это вся её жизнь, корни. Для её внука Андрея, который тоже любит деревню, затопление - это новый цивилизационный виток, прогресс.

Точно и скупо противостояние традиций и прогресса Распутин характеризует фразой:

"Человек столько может, что и сказать нельзя, что он может. У него сейчас в руках такая сила - о-ё-ёй! Что захочет, то и сделает".

Прощание с Матерой - это долгий трогательный процесс, поэтому и в название вынесено отглагольное существительное.

Хороший хозяин, работник вряд ли будет уничтожать место, которое служит ДОМОМ, где похоронены предки. Однако государственная политика ставит хозяина перед страшным выбором – что делать в такой ситуации. Зная, что избу нужно будет сжечь, Дарья не просто наводит порядок - она белит свой дом - как бы проводит последний обряд очищения. С домом, с деревней прощается как с человеком.

Каким же хозяином на земле стал современный человек? Неразумным. Незаботливым. Уничтожающим землю.