Во время Второй Мировой войны одной из важных задач для воюющих держав было восстановление поврежденной в боях техники. Отремонтировать танк гораздо проще и дешевле, чем изготовить новый. Да, с трофейными танками это было проблемой из-за нехватки запчастей и боеприпасов, но свои танки восстанавливать было необходимо.
Исследователи Великой Отечественной войны, как правило, акцентируют внимание на ключевых сражениях и операциях, действиях военачальников, количестве и качестве войск противников и т. п. В отечественной историографии до сих пор слабо освещен вопрос ремонта бронетехники. Поэтому в этой статье я хочу рассказать, как в СССР возвращали "в строй" подбитые танки.
Довоенные трудности с ремонтом танков
Проблема ремонта танков остро встала перед советским руководством в ходе своеобразных "репетиций" будущей глобальной войны – ряде военных конфликтов конца 30-х гг.
215-километровый марш 2-й мехбригады в район озера Хасан привел к 38-ми авариям по причинам технической неисправности. Во время августовских Хасанских боев до половины танков выходило из строя еще до боя (поломка, застревание, потеря гусениц). Поначалу поврежденные танки было невозможно эвакуировать из-за отсутствия тяжелых тягачей. Пришлось спешно перебрасывать несколько тракторов "Коминтерн".
Во время конфликта на Халхин-Голе 800-километровый марш совершила 11-я танковая бригада. В пути произошло 178 поломок и несколько десятков аварий, а около половины танков осталось на маршруте.
Серьезной "проверкой на прочность" для отечественных танков стала советско-финская война. Выявился острый недостаток эвакуационных и ремонтных средств, а также запчастей. Эвакуация подбитых танков, за неимением специальной техники, обычно велась исправными машинами, что приводило к их неоправданной порче.
Несмотря на все обнаруженные недостатки, перед нападением Германии в СССР так и не были достаточно разработаны теоретические основы организации и технологии ремонта танков в полевых условиях. Были слабо развиты ремонтные средства, особенно подвижные. Ощущался острый недостаток в запасных частях. Еще не были готовы ремонтные средства для новых танков Т-34 и КВ. Укомплектованность мехкорпусов подвижными ремонтными средствами составляла всего 29% от штатной численности. И это в мирное время!
ГАБТУ КА (главное автобронетанковое управление Красной Армии) к началу войны имело 32 ремонтные базы, предназначенные для капитального ремонта техники. Из них лишь девять занималось танками и танковыми двигателями. Бронетехника также ремонтировалась на двенадцати заводах промышленности и рембазах военных округов. Существенным недостатком было отсутствие специализации: базы и заводы не ориентировались на какой-то конкретный тип танков, принимая на ремонт любую бронетехнику.
Как решили эту проблему во время войны
Уже в первые дни Великой Отечественной войны стало ясно, что выявленные ранее проблемы с ремонтом танков нужно срочно решать. В итогах выполнения "директивы № 3" отмечались "недостатки в работе ремонтных служб и острый недостаток средств эвакуации, запчастей и инструментов".
На Северном фронте в июле 1941 г. были сформированы четыре ремонтные летучки. Такая летучка состояла из 32 человек и 10 специальных и грузовых автомобилей.
В течение 1941 г. было создано 48 подвижных ремонтных баз (ПРБ) для среднего ремонта танков. В начале 1942 г. появилось еще 134 ПРБ, 137 армейских ремонтно-восстановительных батальонов (АРВБ) и 59 отдельных ремонтно-восстановительных батальонов (ОРВБ). Весной 1942 г. было сформировано 56 эвакорот, каждая из которых имела 15 тракторов. К середине 1942 г. штат каждого танкового корпуса включал в себя две ПРБ.
С декабря 1941 г. началась переориентация рембаз и заводов промышленности на один-два типа боевых машин. С первого полугодия 1942 г. ремонт бронетехники стал регламентироваться постановлениями ГКО.
В декабре 1942 г. рембазы были переформированы в танковые ремонтные заводы В 1943 г. было создано несколько подвижных танкоремонтных заводов.
К лету 1943 г. в СССР была создана четкая система ремонта танков. В составе каждой танковой армии имелись: ОРВБ, АРВБ, 2-4 эвакороты и 1-3 сборных пункта для поврежденных в бою машин. Во второй половине 1943 г. эти подразделения осуществляли около 85% полевого ремонта текущего и среднего уровня.
Долгое время трудности вызывала эвакуация техники с поля боя. Командующий 5-й гвардейской танковой армии генерал П. А. Ротмистров в августе 1943 г. докладывал Жукову:
«…прошу резко улучшить оснащение танковых частей эвакуационными средствами. Противник все свои подбитые танки, как правило, эвакуирует, а наши танкисты этой возможности зачастую бывают лишены…»
Эвакуация осложнялась разнотипностью и маломощностью эвакуационных средств. Помощник командующего 3-й танковой армии по автобронетанковой технике полковник Соловьев писал:
«…часто при эвакуации… приходилось вытягивание танка производить несколькими тракторами одновременно»
Для эвакуации танков, как было замечено, использовались трактора. Только в 1944 г. было организовано производство специальных тягачей на базе танков Т-34 и КВ.
Стоит отметить помощь союзников в организации ремонта. С конца 1943 г. по ленд-лизу в СССР поставлялись подвижные танкоремонтные мастерские. Каждая такая мастерская включала в себя десять (американский комплект) или шесть (канадский комплект) машин. В комплект входили краны и бронированные ремонтно-эвакуационные машины. Мастерская представляла собой подвижной завод, на котором можно было производить все виды ремонта зарубежной и отечественной техники.
Реальные результаты по восстановлению танков
Масштабы ремонтных работ наглядно демонстрируют данные по 3-й гвардейской танковой армии. За период с 22 августа по 5 сентября 1942 г. было эвакуировано 426 подбитых и неисправных танков.
«В первую очередь эвакуировались танки, имеющие незначительные повреждения, что позволяло их быстро восстанавливать и снова вводить в строй. Отдельные танки… восстанавливались… по нескольку раз»
Были произведены: 151 текущий, 125 средних и 15 капитальных ремонтов. 104 эвакуированных танка отправлялись на заводы или не подлежали восстановлению.
За период с 19 июля по 12 августа 1943 г. части 3-й танковой армии отремонтировали своими ремонтными средствами более тысячи танков. В ходе Вислинской операции ремонтными средствами армии было восстановлено 1111 танков и САУ.
🔵 Зачем солдаты Вермахта срезали свастику с самых почётных наград Третьего Рейха?
За годы войны в СССР было выпущено около 3,6 тыс. мастерских различного назначения и до 1,5 тыс. подвижных специализированных мастерских (на базе автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЗИС-6). В общей сложности было осуществлено более 620 тыс. ремонтов танков и САУ.
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько эффективно работали танкоремонтные бригады СССР?
Какое оружие было на вооружении советских штрафбатов? Можно смотреть здесь: