В интервью на Radio Forrest легендарный барабанщик Кармайн Эппис (Carmine Appice) рассказал интересную историю. Ведущий спросил его: «Что Джон Бонэм (John Bonham) унаследовал от вас с точки зрения звука и стиля игры?». Вопрос был отнюдь не праздным – дело в том, что группы Vanilla Fudge (в которой играл Эппис) и Led Zeppelin выступали вместе в конце 1960-х.
Вот что ответил Кармайн Эппис: «Согласно словам самого Бонэма – а это есть в его книге «Гром барабанов», - я был одним из тех барабанщиков, кто повлиял на его манеру игры. На самом деле, он перенял бóльшую часть той “силовой” игры, которую проповедовал я. Когда вы оглядываетесь на барабанщиков, которые были влиятельными в то время и были рядом, то это были Митч Митчелл (Mitch Mitchell), Джинджер Бейкер (Ginger Baker), Кит Мун (Keith Moon), я и Дино Данелли (Dino Danelli) из Young Rascals. Остальные – а их было ещё где-то четверо, - играли в манере “лайт”. Я играл действительно громко, с большой силой и зрелищностью. И когда Джон увидел мою игру “вживую”, ему это очень понравилось. И ему понравились мои барабаны с большой мензурой. Поэтому он попросил меня помочь ему получить эндорсмент фирмы Ludwig Drums».
«Я имею в виду то, что в то время его никто не знал», - объяснил далее Кармайн. - «Сейчас в это трудно поверить. Людям порой кажется, что я перетягиваю одеяло на себя, но это не так – я просто говорю правду, тогда никто не знал Бонэма. Я позвонил на Ludwig и сказал: “Думаю, этот парень будет большой звездой. Он хочет такой же комплект барабанов, как мой. Было бы здорово, если бы вы пошли ему навстречу и одобрили эндорсмент”. И они это сделали! Мы потом отправили им первый альбом Led Zeppelin, и им понравилась его игра. Но Бонэм ещё не был известен. А потом, в следующем туре, мы – Vanilla Fudge и Led Zeppelin, - отыграли много совместных концертов, и у Джона уже была такая же точно ударная установка, как у меня. И он играл, как я - крутил палочки, как я, хватал тарелки, как я это делал. И он смотрел на меня, когда он это делал, и мы смеялись. Мы были друзьями. Я и басист Vanilla Fudge Тим Богерт (Tim Bogert) в том туре даже джемовали с Zeppelin во время одной из песен».
Вот фото Vanilla Fudge и Led Zeppelin соответственно.
В интервью в 2014 году Кармайн Эппис признался, что хотел бы сыграть с воссоединившимся Led Zeppelin. При этом он утверждал, что он «больше подходит для замены Джона Бонэма, чем его сын Джейсон» (Jason Bonham). «Все в Led Zeppelin легендарные – и они “олдскульные” музыканты», - развил свою теорию Эппис в подкасте Totally Driven Radio. - «Джейсон хороший барабанщик, но он не легендарный и не “олдскульный”. Да, он сын Джона Бонэма, но он не играет, как Джон Бонэм. Он играет больше ... У него такая же фамилия, но он не Джон Бонэм. Я тоже не Джон Бонэм, но, я думаю, мой стиль ближе, потому что я начал даже раньше Джона. Он слушал то, что я делал, и делал это по-своему».
Кармайн также рассказывал в интервью 2006 года ресурсу Classic Rock, что Бонэм взял приём игры триолями на бас-барабане из кавера Vanilla Fudge на битловскую "Ticket To Ride".
«Когда я впервые услышал, как Джон Бонэм исполняет эти триоли на бас-барабане, я подошел к нему и сказал: “Джон, это просто потрясающе. Должен признать, что я взял это у тебя”. Он посмотрел на меня и сказал: “О чем ты говоришь? Я взял это у тебя!”. Я ответил: “Я этого не делал. Ты не мог взять у меня это!”. А он показал мне, где я на самом деле это сделал – эта песня была на первом альбоме Vanilla Fudge, и он был прав. Я сделал это только на какое-то мгновение на том альбоме, а он взял и сделал из этого что-то бóльшее и лучшее».
Вот обложка первого альбома Vanilla Fudge, который открывается битловской “Ticket To Ride”.
В прошлом году Vanilla Fudge выпустили обновленную версию кавера на "Immigrant Song" на лейбле Golden Robot Records.
Интересно посмотреть куски старой концертной нарезки – хотя она и не совпадает с треком, конечно же, - а заодно и сравнить партии барабанов в кавере и оригинале.
P.S. В «Цветах» и «Скоморохах» в своё время играл барабанщик Юрий Фокин. Это был легендарный музыкант, чью манеру игры старались перенять многие другие наши барабанщики. А он, в свою очередь, был супер-фанатом Джона Бонэма – и как раз те самые триоли, про которые говорит Кармайн, он исполнял на самом высоком уровне, причём не на заказном «Людвиге», а на любой раздолбанной «Трове».
На этой фотографии вы можете видеть Фокина в 1974 году на сцене ГПИ-1. Посмотрите материал про этот «сейшен» (именно так надо говорить, а не какой-то там «сейшн»!) от 3 октября 2020 года – это интересно: