В своей прошлой статье, я писал об отношении писателя Максима Горького к крестьянам. Здесь хочу показать другие качества этого человека. Как умещалось в нем два человека, один- всегда суровый, а второй “празднично-застенчивый” как отметил Корней Чуковский.
Помощь его, ко всем, кто к нему обращался, не имела границ, а в жизни писателей он принимал активное участие и проявлял живой интерес в их литературном творчестве, организовал союз писателей СССР и стал его первым Председателем.
Суровый и мягкий со слезами на глазах
В 1919 году Горький читал лекцию о Льве Николаевиче Толстом в Петербурге. Тон его выступления отличался суровостью, по отношению к ошибкам писателя. Когда речь зашла о вкладе Толстого в русскую литературу, у писателя Революции задрожали губы и он не смог сдержать слез. Пришлось на время прервать лекцию, чтобы прийти в себя.
Такие перемены вызывали у Максима Горького разговоры о детях, великих людях и книгах. Заплакать Алексей Максимович так же мог по причине расхождения с ним во взглядах, если ему не удавалось переубедить собеседника. Ходасевич, который жил у писателя не согласился с ним по вопросу полезности научного прогресса. Горький в ответ заплакал и ушел из своего дома.
По поводу дома писателя, уместно сказать, что в нем жили целыми семьями по много лет, знакомые Алексея Максимовича и не чувствовали стеснения из-за его бесконечной доброты. В нем был организован "Дом искусств", в котором читали свои лекции Николай Гумилев и Александр Блок.
Помощь братьям по цеху
Писатель развивал русскую словесность, поэтому ко всем писателям относился с живым с соучастием и всегда помогал. Ему присылали письма с произведениями неизвестные люди разных профессий от рабочих до проституток и на основе этих писем издал статью о "Писателях-самоучках".
"Мы, писатели, большие и маленькие, успели за долгие годы привыкнуть к тому, что вот есть в нашей стране человек, который каждую нашу строку принимает к сердцу, как свое личное дело".
Так отозвался о Горьком Корней Чуковский.
Невероятная работоспособность была у писателя. Он работал день и ночь, в том числе над чужими рукописями, исправляя их и редактируя. Чуковский так высказался об этом:
Горький мог отдавать нам десятки часов своего рабочего времени, и, если писание наше не клеилось, мы знали: есть в СССР переутомленный, тяжко больной человек, который охотно и весело поможет не только советами, но и трудом.
Ему было важно поддержать любое писательское начало в человеке. Даже тех, кто присылал вместе с текстом петлю, чтобы Горький повесился. Он ответственно исправлял в тексте ошибки и выбрасывал вместе с петлей в мусорную корзину. А.Пешков верил в искру в каждом человеке.
Если он знал, что писатель работает над книгой, то приносил в своем огромном портфеле книги, которые помогут тому в написании.
В годы Революции Алексей Максимович хлопотал, чтобы у людей была еда и отдавал свои гонорары нуждающимся, которых записывал как родственников. Доставал кому лекарства, кому одежду, тем самым помог выжить физически.
"Какая большая у Горького семья" жаловались после работники лавок с продуктами, к которым обращался писатель с записками о продуктах. На деньги писателя жило больше десятка семей. На себя он тратил малую часть, это папиросы и мудштуки, а денег от издательства книг было достаточно, учитывая, что его книги издавались и за рубежом.
Отношение к критике и искренности
Критике Горький подвергался в течении всей жизни. Тот же Чуковский в начале 1900 годов, в своих статьях негативно относился к литературным произведениям писателя. В основном это выражалось в неверии к писателю Пешкову как "босяку", считал биографию Горького выдумками. И, по правде сказать, так считал не он один. Корней Иванович относился с критически к писателю до своего знакомства с ним в 1915 года, после этого пишет о нем намного реже.
Алексею Максимовичу было очень важно, чтобы критика была искренняя. Отзыв Ю.И.Айхенвальда, писатель воспринимал, как смешение политических и личных счетов, поэтому, Горький и Ходасевич решили ответить горьковским "Рассказом об одном романе" издав его под названием " Василий Сизов". Радости писателя не было предела, когда он прочитал разгромную рецензию от Юрия Айхенвальда.
Доставило радость писателю, когда у него средь бела дня украли кошелек, он был счастлив как ребенок от, человеческой стихийности.
Правда и Горький
Советская эпоха показывала Алексея Максимовича как правдоруба. На самом деле писатель говорил: "Правду ненавижу" и не терпел людей, говорящих правду.
Не выносил падения духа в человеке и уныния и требовал от человека надежды. Разрушенная мечта, словно труп, вызывала в нем брезгливость и страх.
Так, в свей книге об Алексее Пешкове пишет Ходосевич. Горький мог легко возненавидеть человека, отзывающегося правдиво по какому либо вопросу, не потому что правду сказал, а потому что испортил праздник.
Алексей Максимович стоит отдельным столпом в русской литературе 20 века. В то время не было писателя с бОльшим авторитетом, чем у него. Личность явно многогранная и удивительная. Споры с Лениным о сути Революции заключались в том, что для Горького, она дала слишком мало, он ждал Революцию антропологическую, чтобы появился новый тип человека. Нам может казаться это иронией но Горький свято верил, что культура может изменить человека в лучшую сторону
Жизнь и творчество его как озеро, откуда можно черпать интересные сюжеты жизни.
Не забывайте подписываться, так Вы не пропустите новые публикации.
#Горький, #правда #писатели #доброта