100 метров дороги, проложенные в 1956 году благодаря Хрущеву, Фурцевой и лидеру Югославии.
На 70-м километре Минского шоссе есть небольшой перешеек, соединяющий эту федеральную трассу с другой, региональной - Можайским шоссе. Вроде, ничем не примечательный асфальтированный участок дороги. Однако история его появления весьма любопытна.
К середине 50-х годов отношения между СССР и Югославией были, мягко говоря, прохладными. И в 1954 году Никита Сергеевич Хрущев пишет Иосипу Броз Тито письмо с предложением начать переговоры о нормализации отношений. Лед начал таять. В 55-м Хрущев летит в Белград. В 1956 году уже Броз Тито с ответным визитом приезжает в Москву. Одним из пунктов программы визита югославского лидера стало посещение подмосковного аэродрома Кубинка.
Вот как вспоминал об этом событии летчик-ветеран Виктор Васильевич Шарков:
"18 июня 1956 года аэродром Кубинка посетил президент Югославии Иосиф Броз Тито. За несколько дней до приезда югославской делегации в наш гарнизон с проверкой готовности прибыла министр культуры и член Президиума ЦК КПСС Е.А. Фурцева. По пути на аэродром выяснилось, что участок дороги к Новому городку после поворота с Минского на Можайское шоссе представляет собой обычную грунтовку, вдоль которой стоят убогие избы деревеньки Репище. Такой «пейзаж» явно не соответствовал официальной версии о зажиточной жизни советских колхозников». Фурцева, говорят, доложила об этом самому Хрущеву. На следующий день к повороту с Минского шоссе прибыли дорожные строители. Они нашли другое место в стороне от подмосковных деревень, и за сутки построили 100-метровый участок асфальтированной дороги, соединивший Минское и Можайское шоссе, заасфальтировали дорогу до Нового городка (примерно 10 км), по которой и проследовал на аэродром кортеж югославского президента. Участок дороги, соединивший Минское и Можайское шоссе сразу же получил в народе название «фурцевский», или «титовский» перешеек".
К сожалению, ни одной фотографии посещения маршалом Тито аэродрома Кубинка отыскать пока не удалось. Но надежда остается.
Что же касается самого визита, то как пишет в своей книге "Иосип Броз Тито" Евгений Матонин:
"Тито привезли на военный аэродром в подмосковной Кубинке и показали почти все самые современные самолеты. Тито получил в Кубинке подарок — пассажирский самолет Ил-14, переоборудованный специально для полетов высшего государственного руководства. Советская авиатехника произвела на президента Югославии сильное впечатление, но на результаты визита это все равно не повлияло."
Позже советский посол в Югославии Фирюбин торжественно передал самолет Иосипу Броз Тито на аэродроме в Потанице. Так сказать, торжественно вручил маршалу ключи от крылатой машины.
Перешеек же используется для проезда до сих пор. Его удобное расположение способствовало тому, что местность вокруг него стала преображаться. 7 мая 2002 года рядом был торжественно был открыт Памятник воинам-дорожникам, павшим в боях за Родину. 5 мая 2008 года была освещена возведенная поблизости часовня иконы Божией Матери Смоленской.
Вместе они образовали мемориал в память погибших в годы Великой Отечественной Войны воинов-дорожников.
Если не сложно, оцените статью «лайком». Разумеется, если она Вам понравилась.
За подписку на канал - буду особо благодарен!
У меня есть что еще почитать:
Легенды Подмосковья. Битва у села Крымское. Малоизвестное сражение войны 1812 года
Легенды Подмосковья. Памятник-призрак около Минского шоссе из «суровых» 90-х
Две легенды Подмосковного озера Полецкое
Москва, которую я потерял. Главное отличие Лужкова от Собянина.
Суета вокруг вакцинации. Вспомнил старый анекдот про Хрущева, кошку и горчицу.
Космическое забвение. Что вычеркнули из истории до полета Гагарина и хотят забыть сейчас.
Самое неуместное переименование города в современной России
Анекдот уже не тот. Над чем и кем теперь смеяться может быть опасно.