По словам аналитика Роскачества Георгия Тарачева, практика выбирать какой-либо товар или услугу, ориентируясь прежде всего на отзывы в интернете, перестала быть эффективной.
Почему не стоит всецело доверять отзывам в интернете?
Многие россияне до сих пор ищут в интернете отзывы других пользователей, планируя приобрести что-либо или, скажем, остановиться в определенном отеле. Положительные или отрицательные мнения других оказывают значительное влияние на наше окончательное решение. Но ценность отзывов как источников информации, предупреждает эксперт Тарачев, снижается по двум причинам.
Во-первых, мир вокруг нас стремительно меняется, и комментарии в интернете быстро утрачивают актуальность. Так, в период пандемии может измениться режим работы заведений. Поэтому изучая отзывы, например, на рестораны и отели, нужно учитывать непростую эпидемиологическую ситуацию и обращать внимание только на свежие, не старше 2 месяцев, отзывы. А еще лучше уточнить интересующую вас информацию по телефону.
Вторым фактором, который стоит учитывать при изучении мнений других пользователей, является огромное количество "заказных" отзывов. При этом заказными могут быть как положительные комментарии, отставленные с целью прорекламировать товар или услугу, так и отзывы отрицательного характера, при помощи которых обычно пытаются "топить" конкурентов по бизнесу.
Как отличить настоящие отзывы от "заказных"?
Тарачев подсказал, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы отделить зерна от плевел.
Например, если большое количество отзывов были написаны за один-два дня, а перед ними есть значительный перерыв во времени, то перед вашими глазами наверняка результат труда "отзовиков"-копирайтеров. Естественные комментарии обычно разбросаны по датам случайным образом.
Зачастую проплаченные отзывы имеют похожий стиль и объем. Отзывы реальных людей будет разными и по форме, и по манере изложения мыслей, сообщил эксперт Роскачества.
Далее, отзывы, оставленные живыми пользователями, часто содержат конкретные детали, указывающие на то, что человек имеет представление о предмете. Заказные комментарии обычно общие (копирайтер не пользуется сам всеми товарами или услугами, о которых пишет) и содержат призывы вроде "попробуйте", убедитесь сами".
Отзывов, написанных "под заказ", гораздо больше, чем настоящих
По словам директора SEO-компании Kraftwork Романа Усова, порядка 70% всех отзывов в любой сфере написаны на заказ — исключая политику, в которой заказухи все 95%.
Эксперты в сфере интернет-маркетинга заявляют, что положительные отзывы о своей компании и негативные о конкурентах сегодня заказывают представители различных сфер бизнеса: фармацевтические компании, интернет-магазины, стоматологические клиники, пластические хирурги, дистрибьюторы кинофильмов и т. д. Например, все компании, которые продвигают фильмы на российском рынке, имеют большие бюджеты на размещение отзывов в "Кинопоиске".
Как объяснил эксперт Михаил Казаков (маркетинговое агентство Pichesky), черным пиаром занимаются преимущественно мелкие компании, которые рассчитывают за 100 тысяч рублей на пару позиций потеснить конкурентов в "Яндекс.Маркете".
Из-за обилия поддельных, заказных отзывов "Яндекс.Маркет" не публикует примерно половину из них. На первом этапе отзывы проверяются специальными алгоритмами, затем их вычитывают модераторы. Однако даже строгая модерация не спасает положения, все равно заказных отзывов гораздо больше, чем настоящих.
Статьи, которые вас заинтересуют: