Последние 300 лет Россия находилась под сильнейшим культурным влиянием Европы. И если на политическом, религиозном, философском уровне это влияние оценивалось по-разному — что в XIX веке, что сейчас российская элита делится на тех, кто хочет развиваться по западному образцу, и тех, кто видит для страны «особый путь», — на бытовом уровне европейским модам следовали все, кто мог себе это позволить. Не стала исключением и детская одежда, хотя исторические потрясения, такие как революция, война и развал СССР, вносили свои коррективы во внешний вид детей.
Главным предметом древнерусского гардероба была длинная рубаха (у мужчин — до колен, у женщин — еще длиннее) с рукавами и поясом. Мужчины носили под рубахой порты (до колен или до лодыжек), а женщины поверх рубахи понёву — полотнище ткани, обернутое вокруг бедер наподобие юбки. Еще два распространенных предмета русского женского костюма — сарафан и душегрейка. На ноги надевали лапти или сапоги. На голове мужчины носили обруч или войлочную шапку, женщины — кокошник, кичку или платок. Зимой жители Руси облачались в овчинные полушубки, меховые шапки и рукавицы. Наряд, в особенности праздничный, дополнялся металлическими и стеклянными украшениями.
Люди состоятельные носили рубахи с обильной вышивкой, кафтаны, меховые шубы и сапоги из хорошо выделанной кожи (сафьяна). На костюм князей и их окружения заметное влияние оказывала византийская мода: высокопоставленные мужчины носили длинный закрытый кафтан с кушаком и плащ, скреплявшийся пряжкой, а также шапки из соболя и чернобурой лисы. Наряды высокопоставленных женщин богато украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.
Что касается детей, то они бегали просто в подпоясанных рубахах вплоть до полового созревания. Облачение в порты или понёву было важным этапом взросления. В частности, если девушка надевала «юбку», к ней можно было начинать свататься. Кроме того, девочки и молодые девушки заплетали волосы в косу. Замужние женщины заплетали две косы, которые убирались под головной убор — ходить с непокрытой головой им было уже неприлично. В крестьянской и купеческой среде национальный русский костюм сохранился в почти неизменном виде до XIX века, а в отдельных областях — до самой революции.
У российской моды высшего сословия есть одна особенность. Если в Европе одежда аристократов менялась постепенно, то в истории России есть момент, когда они переоделись очень резко и не во всех случаях добровольно. Речь о правлении Петра I, который активно насаждал среди своих подданных западную культуру. Наверняка все слышали истории о том, как Петр насильно брил боярам бороды и обрезал полы длинных кафтанов, а также заставлял выводить в свет жен и дочерей, ранее сидевших взаперти по теремам. Как бы то ни было, начиная с XVIII века верхушка российского общества неизменно носила европейское платье, следуя меняющейся западной моде.
Детей также одевали по-европейски. Мальчики и девочки носили длинные свободные платья и чепчики. Лет в шесть-семь мальчиков переодевали в миниатюрные копии мужского костюма, девочки ходили в детских платьях лет до 13, после чего облачались во взрослый наряд с корсетом и нижними юбками. Сыновья российских дворян вслед за своими европейскими сверстниками носили костюм пажа (камзол, короткие штаны, шляпа с пером, плащ и декоративная шпага), скелетон (укороченные брюки, пристегнутые пуговицами к куртке), шорты. Мода для девочек была консервативнее: ничего, кроме платьев, им не предлагалось до XX века. Прижилась в России и матроска, копирующая форму британского флота; мальчики носили блузы с широким «матросским» воротником с шортами или брюками, девочки — с юбкой.
В России начиная с петровской эпохи с большим уважением относились к любой униформе, что отражалось на детской моде. «Казацкое» и «гусарское» платья были популярны в качестве костюма для мальчиков. В 1834 году была утверждена форма для гимназистов: гимнастерка, пояс, брюки, фуражка и шинель. По особым случаям надевался парадный мундир, синий или серый, с серебряным галуном. В годы учебы мальчики носили форменную одежду, максимально похожую на военную форму, почти не снимая.
Первым в России учебным заведением для девочек был Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году по приказу Екатерины II. Образцом послужила французская женская школа в Сен-Сире. Воспитанницы Смольного (от шести до 18 лет) носили платья разных цветов в зависимости от возраста: кофейного, голубого или серого. Старшеклассницы ходили в белом. Наряд дополнялся передником и ленточкой на шее. Повседневные платья шились из камлота, выходные — из шелка. Особый наряд полагался тем, кого обучали на личные средства императрицы: эти воспитанницы носили зеленые платья с белой пелериной.
Женские гимназии появились в России только во второй половине XIX века, а форму для девочек утвердили в 1896 году. Она включала платье, чаще всего коричневое, со стоячим воротником, а также фартук — черный на каждый день и белый по праздникам.
После революции само понятие моды исчезло в России на долгие десятилетия. Во-первых, почти все население погрузилось в состояние крайней бедности. В условиях войн, террора, репрессий и голода люди были заняты исключительно выживанием. Во-вторых, молодая советская идеология отвергала стремление красиво одеваться как проявление «буржуазности». Разумеется, и с тех времен до нас дошли фото нарядных людей, и даже модные каталоги, но не стоит заблуждаться: красивая и просто новая одежда была доступна очень немногим.
Да и в более благополучные 1960-80-е годы модная одежда, привозимая из-за границы, доставалась только избранным. Фасоны одежды, белья и обуви, производимых в Союзе, утверждались на государственном уровне, так что «изделия швейные бытового назначения» не отличались ни разнообразием, ни красотой, но все равно постоянно были в дефиците. Большая часть советского населения одевалась очень просто, главным достоинством одежды и обуви были практичность и долговечность. Пределом мечтаний были фасоны, увиденные в заграничных фильмах, — тех, что пропустила советская цензура.
Дети с юных лет получали идеологическое воспитание, да и росли не столько в семье, сколько в коллективе. Советские женщины в абсолютном своем большинстве работали наравне с мужчинами, поэтому дети ходили сначала в ясли, потом в детский сад, за которым следовала школа. Кроме того, обязательным было вступление в детские и молодежные организации. По мере взросления советский ребенок был сначала октябренком, потом пионером и, наконец, комсомольцем. Лето дети часто проводили в пионерских лагерях.
Большую часть времени советские школьники ходили в форме, да и в остальном их одежда не отличалась разнообразием. В детях поощряли скромность, аккуратность и стремление не отрываться от коллектива, быть как все. В школах, институтах и других учебных заведениях тщательно следили за внешним видом учащихся, порицая их за яркую одежду, брюки-клеш и прочее «низкопоклонство перед Западом». Девочкам доставалось за косметику и короткие юбки, мальчикам — за длинные волосы. Идеальный советский ребенок должен был быть одет в отглаженные брючки или шорты и аккуратную рубашку. Девочки носили рубашки с юбками или скромные платья из хлопка или ситца. Обязательной частью гардероба была одежда для занятий спортом: шорты и майки, трикотажные спортивные костюмы, у которых мгновенно оттягивались коленки, кеды и чешки. Дошкольники обоих полов ходили в неизменных колготках.
Поскольку купить не только одежду, но даже такие простые вещи, как колготки и нижнее белье, было непросто, практически каждая советская женщина умела шить и вязать, а журналы с выкройками пользовались огромной популярностью. Модницы самостоятельно красили обувь, пытаясь как-то оживить стандартные черные или бежевые сандалии. Обычной практикой была штопка, а также подшивание юбок, брюк и пальто, которые удлиняли по мере того, как ребенок рос. Кроме того, дети донашивали за старшими братьями и сестрами. Для многих советских детей собственная новая одежда была недостижимой мечтой.
В 1990-е годы, уже после развала СССР, в Россию хлынули потоки недорогой и не слишком качественной одежды из Китая и Турции. Самые типичные детские вещи тех времен: джинсы и джинсовые юбки, обшитые кружевом, пуховики и мохеровые капора ядовитых расцветок. В наше время рынок детской одежды весьма разнообразен, а российские дети носят те же фасоны (и часто — от тех же производителей), что и их сверстники в Европе, Америке или Азии. Спасибо глобализации.