В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.
Сегодня же речь пойдёт про автомобили «Москвич», которых в музее предостаточно.
«Москвич-400»
«Москвич-400» считается первым действительно массовым автомобилем в Советском Союзе.
Только ленивый не знает, что «400-й» представляет собой адаптацию под российские условия немецкого автомобиля Opel Kadett K38.
Внешне оба автомобиля действительно были максимально похожи, но имели ряд важных различий в техническом плане.
Выпуск начался в 1949 году и продолжался до 1954 года, когда его место на конвейере занял модернизированный «Москвич-401», отличавшийся в первую очередь более мощным 26-сильным мотором (у «400-го» мощность была 23 л.с.).
Подробнее про «Москвич-401» я вам рассказывал в отдельном материале из московского «Музея Москвича»:
В отличие от московского экспоната, который никогда не реставрировался, выставленный в Каминск-Шахтинском автомобиль прошёл комплексную реставрацию.
Выглядит неплохо, но всё портит современная покраска под металлик.
«Москвич-407»
В 1956 году на смену «Москвичу-401» пришла принципиально новая модель — «Москвич-402».
Он в музее, к сожалению, не представлен, но зато есть его преемник — «Москвич-407».
Эта модель получила вместо устаревшего нижнеклапанного мотора объемом 1,2 литра (35 л. с.) более мощный 1,4-литровый силовой агрегат мощностью 45 лошадиных сил.
Ранние «Москвич-407» практически не отличались от «402-го», разве что хромированные накладки на задних дверях стали короче.
С 1960 года автомобили получили новую решетку радиатора с горизонтальными прорезями.
Подробнее про «Москвич-407» с очень интересной (даже уникальной) историей вы можете прочитать в отдельном материале из «Музея Москвича»:
«Москвич-423Н»
В 1957 году МЗМА начал серийный выпуск первого в стране пятидверного серийного универсала, получившего обозначение «Москвич-423».
Он был максимально унифицирован с «402-м», но отличался изменённой задней частью кузова.
В 1958 году, когда на смену «402-му» пришёл «Москвич-407», аналогичным образом модернизировали универсал «Москвич-423», получивший обозначение «423Н».
Главным изменением как у седана, так и универсала стало появление более мощного двигателя объемом 1,4 литра (45 л. с.).
В 1959 году трёхступенчатую коробку передач заменили на более современную четырёхступенчатую.
С 1963 года производили универсал «Москвич-424», унифицированный с переходным «Москвичом-403».
Кстати, про выставленный в музее экземпляр я вам подробно рассказывал в отдельной статье:
«Москвич-403Э»
В начале 1960-х МЗМА готовился к старту производства автомобиля третьего поколения — «Москвич-408». Но процесс затягивался, поэтому необходима была переходная модель, которой стал «Москвич-403».
Он сочетал в себе внешность предшественника и технологии будущего «Москвича-408».
Странная индексация модели, порядковый номер которой был меньше номера предшественника, объяснялась промежуточным характером данной машины.
В музее представлена шикарная редкая экспортная версия «Москвич-403Э», которая отличалась в первую очередь более богатым внешним оформлением с множеством хромированных деталей.
Проще всего этот автомобиль отличить по широкой передней решётке, распластавшейся по всей ширине кузова.
Автомобиль прошёл комплексную реставрацию и выглядит практически идеально.
Подробнее именно про этот экземпляр я уже рассказывал в отдельной статье:
«Москвич-408»
Первой моделью третьего поколения, выпуск которой начался в 1964 году, стал «Москвич-408».
Новинка отличалась полностью несущим кузовом, более просторным салоном и улучшенными ходовыми качествами.
В движение седан приводился 1,4-литровым мотором мощностью 50 л.с., который представлял собой улучшенный вариант двигателя, использовавшегося на предыдущих моделях.
«Москвич-408» выпускался также в вариантах с кузовами универсал («Москвич-426») и фургон («Москвич-433»).
А еще была шикарная четырёхфарая версия, в которой автомобиль поставляли, в том числе, на экспортные рынки.
Миллионным «Москвичом» стал именно «408-й», а еще вы могли видеть его в легендарном советском фильме «Бриллиантовая Рука».
Выставленный в музее экземпляр хорош, но опять всё портит неправильный подбор краски.
«Москвич-408 Турист»
Новый модельный ряд «Москвича-408» должен был включать экзотический для советского автопрома вариант с кузовом кабриолет.
В 1963 году на МЗМА построили два прототипа, получивших название «Москвич-408 Турист».
Оба были максимально унифицированы с готовящимися в то время к серийному производству седанами «408-й» модели.
Один был окрашен в чёрный цвет, а второй, по слухам, был синим. Автомобили получили оригинальное лобовое стекло, имевшее более сильный наклон.
Кроме этого предусматривалась установка жёсткой крыши. К сожалению, ни один из прототипов не сохранился до наших дней.
Зато было сделано несколько реплик, одну из которых вы можете увидеть в музее в Каминск-Шахтинском.
К сожалению, реплика не слишком точная. В частности, лобовое стекло тут оставили стандартным, что здорово портит внешний вид автомобиля. Читайте подробнее в отдельной статье:
«Москвич-2140SL»
Последней моделью третьего поколения стал «Москвич-2140SL», представлявший собой люксовую версию обычного «Москвича-2140».
Производство 2140SL началось в 1980 году. Именно эта модель стала основой экспортной линейки завода.
Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом».
Кроме пластиковых бамперов, оригинальных колпаков на колёса и молдингов «Москвич-2140SL» отличался полностью переработанным интерьером.
У модели была оригинальная пластиковая передняя панель, двухспицевое рулевое колесо, другие дверные панели и прочие элементы.
В движение его приводил старенький УЗАМ-412 мощностью 75 лошадиных сил.
ИЖ-21251 «Комби»
Небольшим бонусом идёт первый советский лифтбэк ИЖ-2125. Это не совсем «Москвич», но всё же имеет очень много с ним общего.
Взяв за основу «Москвич-412» на Ижевском автомобильном заводе в 1973 году начали производить ИЖ-2125, получивший приставку «Комби».
За исключением кузова и иных декоративных элементов это был всё тот же «Москвич-412», оснащённый 4-цилиндровым мотором УЗАМ-412 мощностью 75 л.с.
В 1982 году на смену ИЖ-2125 пришла модернизированная модель ИЖ-21251.
Он получил иное оформление передней части с круглыми фарами, дисковые передние тормоза вместо барабанных и новую электропроводку.
В таком виде ИЖ-21251 выпускался до 1997 года, после чего его на конвейере полностью сменил ИЖ-2126, который был собственной разработкой ИжМаша.
Я знаю, что многие из вас питают тёплые чувства к продукции МЗМА. Но какую модель вы бы выделили?