34,2K подписчиков

8 легендарных «Москвичей»: от старичка «Москвич-400» до люксового «2140SL»

83K прочитали

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.

Сегодня же речь пойдёт про автомобили «Москвич», которых в музее предостаточно.

«Москвич-400»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

«Москвич-400» считается первым действительно массовым автомобилем в Советском Союзе.

Только ленивый не знает, что «400-й» представляет собой адаптацию под российские условия немецкого автомобиля Opel Kadett K38.

Внешне оба автомобиля действительно были максимально похожи, но имели ряд важных различий в техническом плане.

Интерьер автомобиля
Интерьер автомобиля

Выпуск начался в 1949 году и продолжался до 1954 года, когда его место на конвейере занял модернизированный «Москвич-401», отличавшийся в первую очередь более мощным 26-сильным мотором (у «400-го» мощность была 23 л.с.).

Подробнее про «Москвич-401» я вам рассказывал в отдельном материале из московского «Музея Москвича»:

В отличие от московского экспоната, который никогда не реставрировался, выставленный в Каминск-Шахтинском автомобиль прошёл комплексную реставрацию.

Выглядит неплохо, но всё портит современная покраска под металлик.

«Москвич-407»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1956 году на смену «Москвичу-401» пришла принципиально новая модель — «Москвич-402».

Он в музее, к сожалению, не представлен, но зато есть его преемник — «Москвич-407».

Эта модель получила вместо устаревшего нижнеклапанного мотора объемом 1,2 литра (35 л. с.) более мощный 1,4-литровый силовой агрегат мощностью 45 лошадиных сил.

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-4

Ранние «Москвич-407» практически не отличались от «402-го», разве что хромированные накладки на задних дверях стали короче.

С 1960 года автомобили получили новую решетку радиатора с горизонтальными прорезями.

Подробнее про «Москвич-407» с очень интересной (даже уникальной) историей вы можете прочитать в отдельном материале из «Музея Москвича»:

«Москвич-423Н»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1957 году МЗМА начал серийный выпуск первого в стране пятидверного серийного универсала, получившего обозначение «Москвич-423».

Он был максимально унифицирован с «402-м», но отличался изменённой задней частью кузова.

В 1958 году, когда на смену «402-му» пришёл «Москвич-407», аналогичным образом модернизировали универсал «Москвич-423», получивший обозначение «423Н».

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-6

Главным изменением как у седана, так и универсала стало появление более мощного двигателя объемом 1,4 литра (45 л. с.).

В 1959 году трёхступенчатую коробку передач заменили на более современную четырёхступенчатую.

С 1963 года производили универсал «Москвич-424», унифицированный с переходным «Москвичом-403».

Кстати, про выставленный в музее экземпляр я вам подробно рассказывал в отдельной статье:

«Москвич-403Э»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В начале 1960-х МЗМА готовился к старту производства автомобиля третьего поколения — «Москвич-408». Но процесс затягивался, поэтому необходима была переходная модель, которой стал «Москвич-403».

Он сочетал в себе внешность предшественника и технологии будущего «Москвича-408».

Странная индексация модели, порядковый номер которой был меньше номера предшественника, объяснялась промежуточным характером данной машины.

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-8

В музее представлена шикарная редкая экспортная версия «Москвич-403Э», которая отличалась в первую очередь более богатым внешним оформлением с множеством хромированных деталей.

Проще всего этот автомобиль отличить по широкой передней решётке, распластавшейся по всей ширине кузова.

Автомобиль прошёл комплексную реставрацию и выглядит практически идеально.

Подробнее именно про этот экземпляр я уже рассказывал в отдельной статье:

«Москвич-408»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первой моделью третьего поколения, выпуск которой начался в 1964 году, стал «Москвич-408».

Новинка отличалась полностью несущим кузовом, более просторным салоном и улучшенными ходовыми качествами.

В движение седан приводился 1,4-литровым мотором мощностью 50 л.с., который представлял собой улучшенный вариант двигателя, использовавшегося на предыдущих моделях.

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-10

«Москвич-408» выпускался также в вариантах с кузовами универсал («Москвич-426») и фургон («Москвич-433»).

А еще была шикарная четырёхфарая версия, в которой автомобиль поставляли, в том числе, на экспортные рынки.

Миллионным «Москвичом» стал именно «408-й», а еще вы могли видеть его в легендарном советском фильме «Бриллиантовая Рука».

Выставленный в музее экземпляр хорош, но опять всё портит неправильный подбор краски.

«Москвич-408 Турист»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новый модельный ряд «Москвича-408» должен был включать экзотический для советского автопрома вариант с кузовом кабриолет.

В 1963 году на МЗМА построили два прототипа, получивших название «Москвич-408 Турист».

Оба были максимально унифицированы с готовящимися в то время к серийному производству седанами «408-й» модели.

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-12

Один был окрашен в чёрный цвет, а второй, по слухам, был синим. Автомобили получили оригинальное лобовое стекло, имевшее более сильный наклон.

Кроме этого предусматривалась установка жёсткой крыши. К сожалению, ни один из прототипов не сохранился до наших дней.

Зато было сделано несколько реплик, одну из которых вы можете увидеть в музее в Каминск-Шахтинском.

К сожалению, реплика не слишком точная. В частности, лобовое стекло тут оставили стандартным, что здорово портит внешний вид автомобиля. Читайте подробнее в отдельной статье:

«Москвич-2140SL»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Последней моделью третьего поколения стал «Москвич-2140SL», представлявший собой люксовую версию обычного «Москвича-2140».

Производство 2140SL началось в 1980 году. Именно эта модель стала основой экспортной линейки завода.

Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом».

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-14

Кроме пластиковых бамперов, оригинальных колпаков на колёса и молдингов «Москвич-2140SL» отличался полностью переработанным интерьером.

У модели была оригинальная пластиковая передняя панель, двухспицевое рулевое колесо, другие дверные панели и прочие элементы.

В движение его приводил старенький УЗАМ-412 мощностью 75 лошадиных сил.

ИЖ-21251 «Комби»

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Небольшим бонусом идёт первый советский лифтбэк ИЖ-2125. Это не совсем «Москвич», но всё же имеет очень много с ним общего.

Взяв за основу «Москвич-412» на Ижевском автомобильном заводе в 1973 году начали производить ИЖ-2125, получивший приставку «Комби».

За исключением кузова и иных декоративных элементов это был всё тот же «Москвич-412», оснащённый 4-цилиндровым мотором УЗАМ-412 мощностью 75 л.с.

В прошлой статье из «Музея СССР» в Каминск-Шахтинском я познакомил вас с четырьмя легендарными советскими малолитражками.-16

В 1982 году на смену ИЖ-2125 пришла модернизированная модель ИЖ-21251.

Он получил иное оформление передней части с круглыми фарами, дисковые передние тормоза вместо барабанных и новую электропроводку.

В таком виде ИЖ-21251 выпускался до 1997 года, после чего его на конвейере полностью сменил ИЖ-2126, который был собственной разработкой ИжМаша.

Я знаю, что многие из вас питают тёплые чувства к продукции МЗМА. Но какую модель вы бы выделили?