Перед Яковом, техническим специалистом ЕвроАвто, и Антоном, менеджером по продаже запчастей, встал новый вызов – необходимо разобрать двигатель Golf II до винтика и найти редкие детали для раритетного авто. Задачи нетривиальные. От того, насколько хорошо справятся наши герои, зависит будущее проекта. Их ждало немало сюрпризов. Но они мастерски нашли необычные решения, а Яков по ходу дела прочел целую лекцию об устройстве мотора. В выпуске множество советов по самостоятельному ремонту и интересных технических особенностей двигателя Golf II.
План ремонта и список запчастей для Golf II
Антон: Доброе утро, уважаемые подписчики. Мы работаем даже по выходным для того, чтобы успеть подготовить автомобиль к Новому году.
Яков: Не только подготовить, но и успеть разыграть его.
Антон: Сегодня Яков продолжает разбирать двигатель, а я продолжаю искать для него запчасти.
Яков: А, по-моему, ты просто в интернете сидишь?
Антон: Я в ветке комментариев сидел. Как раз хотел сказать, что иногда мониторю отзывы под нашими выпусками. И тут есть интересный вопрос. Что мы будем делать с карбюратором, подойдет ли старый, когда объем станет 1,8, или мы перейдём на инжекторный?
Яков: На самом деле этот вопрос все еще открыт. Безусловно, хотелось бы оставить наш карбюратор, потому что он прекрасно работает. Машина безотказно заводится, хорошо ездит и при этом очень экономична. Но когда мы увеличим объем двигателя до 1,8, этого карбюратора будет не хватать. Необходимо найти версию для мотора 1,8 или переделать на моновпрыск. Мы пока рассматриваем оба варианта.
Антон: Как я и говорил, запчасти сейчас в дефиците, так как машина достаточно редкая и новых деталей к ней производится все меньше и меньше. Но я пытаюсь найти нужные комплектующие и осуществить все наши грандиозные планы. Кстати, Яков, у меня к тебе вопрос, будем ли мы ставить гидроусилитель руля и какой шкив на помпу мне искать.
Яков: Вот с этим у нас все решено. Гидроусилитель в этой машине будет, поэтому ищи шкив и на коленчатый вал, и на помпу под версии для ГУРа.
Как отделить мотор от коробки передач
Яков: Прежде чем разбирать мотор, надо от него отсоединить коробку передач. Начинаем мы со слива трансмиссионного масла, заодно посмотрим его консистенцию и количество. Хорошо, что в этой коробке предусмотрено сливное отверстие.
Пока сливается масло, я могу открутить крепление коробки передач. Здесь есть нюанс. Это третья точка на креплении стартера. Очень многие ее игнорируют, а потом удивляются почему ломается кронштейн.
Дальше. Между двигателем и коробкой существует специальная защита от грязи, крепится она на болтах с головкой на 11. Оп, а вот и засада. На одном из болтов уже не осталось граней. Надо что-то придумать. Зато теперь я понимаю, почему не хватало верхних болтов, нижний все компенсировал.
Я вам расскажу еще про один нюанс, с которым сталкиваются все владельцы Гольфов, занимаясь самостоятельным ремонтом. Казалось бы, осталось открутить всего лишь один болт и коробку можно снимать, но дело в том, что фланец упирается в маховик, который больше диаметром. Коробка снимается на пару сантиметров и застревает в этом положении. Для того чтобы ее стянуть, необходимо сделать круговое движение. Это несложно, когда двигатель подвешен, но, если агрегат еще находится под капотом, довольно затруднительно. Однако есть решение. Снять правый фланец, вынуть заглушку, вынуть стопор. Теперь извлекаем фланец и тогда коробочка снимается, а, главное, ставится обратно легко и непринужденно.
Коробка сидит плотно на двух направляющих, но о них мы поговорим чуть попозже.
Узел сцепления обратного типа Golf II
Хочу вас познакомить с еще одной особенностью Golf II, во всяком случае, на других моделях я подобной конструкции не встречал. Узел сцепления здесь обратного типа. То есть к коленчатому валу прикручивается корзина сцепления, потом кладется диск, а сверху все это накрывается маховиком.
Антон: Яков, у меня вопрос относительно решетки. Мы будем ставить ту, которая на 4 фары, либо на 2?
Яков: Вскрытие показало, что эта решетка родная. Для нее есть проводка, она установлена на заводе. Я за аутентичность. Поэтому берем решетку под 4 «глаза» с новым значком Volkswagen.
Антон: Подожди, тут еще один интересный вопрос в комментариях. А будете ли вы делать электростеклоподъемники, чтобы комплектация стала еще жирней?
Яков: Да, правда, только на передние двери.
Итак, возвращаемся к сцеплению. Обратите внимание, тут прикреплен пятачок. Сейчас я его извлеку. Под ним находятся болты, которые крепят корзину к коленчатому валу. Что еще интересно, в этой системе нет выжимного подшипника.
Но давайте заглянем в коробку передач. А вот здесь под этой крышкой выжимной подшипник есть. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, трос тянет лапку вверх, при этом вылезает шток, который нажимает на ту самую пластину, а она в свою очередь давит на лепестки корзин. Такой вот сложный механизм. Ему мы посвятим отдельный выпуск, а сейчас продолжим.
Антон: Нашел! Нашел фары для дальнего света.
Яков: Секунду. Так выглядит корзина сцепления. Необычно, правда? У меня нет достоверной информации для чего здесь применена такая конструкция. Единственное, что я могу предположить для более компактного размера.
Истинная причина течи прокладок и сальников
Очень важная деталь, так называемый молоточек. Без него на кожухе надежно не закрепить помпу. Это водяной насос установлен мной недавно, потому что тот, который был на машине первоначально потек, не доехав даже до Москвы.
Приступим к разборке. Начинаем мы со снятия клапана крышки. Это очень важный элемент в двигателе, потому что именно в ней находится маслоотделитель - сапун. Поэтому, когда вы снимите крышку, надо оценить состояние сеточки и принимать решение, можно ли ставить ее обратно. Похоже тут кто-то клеил деталь на герметик.
Очень часто при течи прокладок и сальников причина может крыться не в том, что это некачественные детали, а в избыточном давлении картерных газов. Двигатель не герметичен, он соединяется с атмосферой. В момент, когда газы выводятся во впускной коллектор, чтобы туда же не попадало масло, происходит сепарирование. Газы ударяются об сетку и масло остается на ней.
Крышка эта неразборная, но есть шанс прочистить масляный сепаратор. Нужно разогреть его газом докрасна, а потом постучать по твердой поверхности, чтобы выпала сажа.
Разбор мотора Golf II
Что я могу сказать про этот мотор по состоянию внутренних поверхностей двигателя. Все не слишком радужно. Здесь использовалось не очень хорошее масло: или какая-то минералка, или оно в принципе крайне редко менялось.
Первым делом я планирую снять головку блока, а для этого мне надо в первую очередь достать привод ГРМ. Далеко не каждый сохраняет этот винт с головкой под шестигранник на 5. Эта деталь вкручивается в переднюю крышку двигателя и, если не поставить один маленький винтик, на привод ГРМ будет попадать масло из двигателя.
Кстати, еще одна интересная история по поводу течи из-под клапанной крышки. Есть две версии исполнения прокладки: резиновая и пробковая. Разница не только в материале, но и в шпильках на головке блока. Под пробковую прокладку шпильки шли с буртиком, а под резиновую без. Если их перепутать, то течь масла гарантирована.
Этот мотор приятен еще и тем, что при обрыве ремня ГРМ клапана не загибают. Однако не надо доводить механизм до такого состояния, лучше менять своевременно.
Оцениваем состояние двигателя
Головка готова к снятию. Болты здесь одноразовые, откручивать мы их будем пневматическим гайковертом. Ну что, весьма чисто и аккуратно. Нет большого количества масла.
Вы, наверное, обратили внимание, что здесь не две шестеренки, а три под зубчатый ремень. Распределительный вал, коленчатый вал и промежуточный вал. Последний приводит в действие бензонасос на карбюраторных версиях и распределитель зажигания. А ножка распределителя зажигания одновременно приводят во вращение вал масляного насоса. Я бы хотел заострить ваше внимание на том, как правильно откручивать болт коленчатого вала.
Поддон тут тоже обильно смазан герметиком, видимо, боролись с течью. Это неудивительно, со временем любая кастрюля деформируется, поэтому мы будем ставить новый поддон.
Сеточка масляного насоса. Очень часто здесь можно увидеть герметик и масло, которое превратилось со временем в сажу. Но в нашем случае здесь все в порядке.
Как не повредить коленчатый вал при разборке
И последний на сегодня важный технический момент. Как правильно откручивать центральный болт. Для этого надо зафиксировать коленчатый вал. Обычно используют отвертку или монтировку, которую через техническое отверстие вставляют в коробку передач и упирают в зубчики венчика маховика. После этого воротком откручивается центральный болт.
Но если поддон уже снят, можно действовать другим способом. Например, взять молоток с деревянной ручкой и вставить его так, чтобы в него уперся противовес коленчатого вала. Но все это, честно говоря, неправильно, ведь это может привести к повреждению торца деталь. Ведь шестеренка изготовлена методом порошковой металлургии и шпонка сделана с ней заодно. Центральный болт закручен с большим усилием и в момент страгивания он тащит за собой и шестеренку, из-за этого шпонка смещается. Если не обратить на это внимание и прикрутить поврежденную деталь обратно, она начнет вращаться и со временем разобьёт посадочное место.
А как же правильно? Все просто. При откручивании центрального болта надо удерживать не коленчатый вал, а саму шестеренку с помощью специального инструмента. Однако не все могут себе позволить это дорогое оборудование. И тут опять хочу дать вам совет, как изготовить доступный аналог.
Вам понадобится старый шкив и железная палка. Подружите их с помощью сварки и вот он – готовый съемник. Таким образом свой я сделал 20 лет назад, и он работает до сих пор.
Конкурс от ЕвроАвто
А теперь конкурс. Победитель получит именные настенные часы программы «Дежурный по гаражу», ведущим которой я являюсь. Вопрос звучит следующим образом. Все знают, что такое роботизированная трансмиссия, чем она отличается от вариатора или классического автомата с гидротрансформатором. Так вот напишите мне, в каком году Volkswagen представил миру свой автомобиль с роботизированной трансмиссией? Небольшая подсказка, у машины было всего лишь две педали.
Первый ремонт или номинал?
Позвольте представить вам еще одного члена нашей команды – Михаил Рябов, моторист. Он работает на предприятии ЕвроАвто на Кондратьевском. Кстати, мы с ним сняли несколько отличных роликов, в частности, по замене ДСГ с «сухим» сцеплением. Михаил будет заниматься нашим агрегатом. Сейчас он делает замеры, на основании которых мы принимаем решение, покупаем ли мы поршневую группу первого ремонта или обойдемся номиналом.
Михаил: Судя по тому, что я увидел, мы попадаем в первый ремонт. На гильзе нет хона, видно, что посередине она вытерта и потеряла уже две сотки.
Яков: Не второй? Первого ремонта будет достаточно?
Михаил: Да.
Яков: Антон, у меня для тебя есть очередное задание. Нам нужен первый ремонтный размер. В общем, полный список запчастей для капиталки. Твой выход.
Антон: А где я тебе возьму такой комплект?
Яков: Пора подключать наших партнеров Mahle. Завтра я планирую уже отдать блок в расточку.
Полная версия в нашем видео. Приятного просмотра.