Найти в Дзене
Top of the Rocks

"Smile" - величайший невыпущенный альбом в истории

Всевозможные списки и рейтинги до сих пор пестрят названиями лучших альбомов за всю историю музыки. И все эти альбомы выходили в тот или иной период времени, что звучит вполне логично. Но что если бы существовал "Топ величайших неизданных альбомов всех времен и народов", в котором ценность той или иной пластинки определялась бы не ее культурной значимостью, проверенной временем, а лишь чистой потенцией, перспективами и всеобщим ожиданием того произведения, которое так и не увидело свет? К сожалению, подобного рейтинга пока нет, но если бы он все же существовал, его королем однозначно являлся бы альбом "Smile" американской группы The Beach Boys.

"Пляжные парни" The Beach Boys
"Пляжные парни" The Beach Boys

Этот альбом должен был выйти в конце 1966 года и по всем параметрам превзойти предыдущее творение группы "Pet Sounds" (которое часто занимает верхние строчки уже списка лучших выпущенных альбомов в истории музыки). "Smile" планировался как эпичное концептуальное полотно, разворачивающее перед слушателем панораму американской истории, а также сочетающее в себе тонкий абсурдный юмор и мотив гармонии четырех стихий. Амбициозный проект вовсю рекламировался в СМИ, его главного создателя Брайана Уилсона называли гением, а группу The Beach Boys - лучшим вокальным коллективом в мире, превосходившим на тот момент даже The Beatles. Для тиража еще не законченной пластинки печатались сотни тысяч конвертов и внутренних буклетов, ее выхода с нетерпением ждали многочисленные поклонники группы, а сам альбом обещал стать самым прорывным и революционным музыкальным произведением своего времени. Но... "Smile" так и не был выпущен.

Предполагаемая обложка альбома "Smile" The Beach Boys
Предполагаемая обложка альбома "Smile" The Beach Boys

Работая над своим грандиозным шедевром "Pet Sounds", Брайан Уилсон заявлял, что собирается записать "величайший рок-альбом из всех созданных". И явно лукавил. Ведь именно грядущий альбом "Smile" должен был стать венцом творения группы, кульминационной точкой творчества The Beach Boys. Собственно, "Pet Sounds" и породил "Smile", подразумевавшийся его логичным и более совершенным продолжением.

Все началось с песни "Good Vibrations", идея которой возникла во время сессий записи "Pet Sounds" в феврале 1966-го. По сути, у композиции имелись все шансы войти в этот альбом и предстать перед публикой уже в мае того же года (только представьте, каким получился бы тогда "Pet Sounds"!), однако Брайан Уилсон посчитал, что готовившаяся пластинка уже достаточно укомплектована, а "Good Vibrations" - не всего лишь еще один придаток к и так первоклассному материалу, а первый кирпичик в фундаменте чего-то нового и более масштабного.

К середине 60-х Брайан Уилсон стал одним из главных музыкальных визионеров своего времени
К середине 60-х Брайан Уилсон стал одним из главных музыкальных визионеров своего времени

Как мы можем с уверенностью сказать сейчас, Брайан оказался стопроцентно прав. По своему новаторству "Good Vibrations" превосходила чуть ли не весь "Pet Sounds" целиком. Композиция, наподобие мозаики, была соткана из различных крохотных фрагментов, записанных в разных студиях и названных Уилсоном "feels", а также включала фирменное многоголосие The Beach Boys и звучание виолончели с терменвоксом. Но главная фишка песни состояла в том, что куплеты и припев в ней как бы менялись своими местами: обычно эмоционально нейтральные строчки куплетов исполнялись в ней на повышенных тонах, а взрывной рефрен, наоборот, пелся в низком ключе.

Довольно нестандартное решение для музыки тех лет да и в принципе для всех базовых принципов построения песен! Данную находку слушатели оценили сполна, и "Good Vibrations", выпущенная синглом в октябре 1966 года, поднялась на первую строчку чартов по обе стороны Атлантики. Сейчас это справедливо одна из лучших песен The Beach Boys и феномен популярной музыки XX века.

Впрочем, удивляешься даже не столько гению Брайана Уилсона (хотя и ему, разумеется, тоже), сколько объему вложенных в песню трудовых и финансовых средств. А это на минуточку: 17 сессий звукозаписи, 90 часов пленки и 50 тысяч долларов. Беспрецедентные числа, которые выглядят внушительными даже сегодня. Фактически работа над "Good Vibrations" велась все лето 1966-го вплоть до самого сентября и потребовала колоссальных усилий огромного числа людей, слой за слоем создававших облик песни.

Оглушительный успех "Good Vibrations" лишь подогрел и без того повышенный интерес к пластинке "Smile", однако остальной материал альбома к тому времени был совершенно не готов. Релиз сдвинулся на январь 67-го, ожидания были явно завышены, а давление на группу возрастало с каждым днем. Уже испытывая определенное напряжение и нервозность, Брайан Уилсон приступил к работе над всем альбомом целиком. Однако те благоприятные факторы, которые позволили ему записать великолепный "Pet Sounds", теперь обернулись против него самого.

The Beach Boys во время записи "Smile", конец 1966 - начало 1967 гг. Брайан Уилсон посвящает группу в свои концепты
The Beach Boys во время записи "Smile", конец 1966 - начало 1967 гг. Брайан Уилсон посвящает группу в свои концепты

Тотальный контроль Брайана и его скрупулезный подход к записи вызвали еще большее негодование со стороны других участников группы, которые были вынуждены вновь гастролировать без Уилсона и записывать для альбома только вокальные партии по его указке; употребление же Брайаном наркотиков, которые когда-то расширили его сознание и указали путь к экспериментам, обернулось паранойей. Вокалист Майк Лав, возненавидев "Smile", как и предыдущий "Pet Sounds", называл его "альбомом безумия Брайана". А сам Уилсон впоследствии с сожалением признавал:

"Я слишком увлекался наркотиками и стал создавать совершенно бредовые вещи. Слишком заумные для слушателей. Я стал слишком заумным, слишком претенциозным и стал делать вещи, которые в общем были далеки от духа The Beach Boys — это были вещи сугубо мои".
-5

В самом деле, если в случае с "Pet Sounds" обращение к себе и своим собственным переживаниям вылилось в потрясающе эмоциональную и чувственную лирику, то теперь все это граничило с мегаломанией. Также Брайан стал устраивать различные эксцентричные выходки, вроде тех, когда установил свой домашний рояль в песочницу, где ему якобы лучше работалось, или однажды заставил сессионных музыкантов играть в пожарных касках. Кульминацией всего этого безумия стал эпизод, когда The Beach Boys записывали потрескивание огня, разведя его прямо в студии в мусорном ведре. Примерно в эти же дни в Лос-Анджелесе бушевали пожары, и по соседству с местом работы группы сгорело одно здание. Брайан увязал эти события вместе и, посчитав, что они вызваны проклятием песни "Fire", которую они тогда записывали, еще сильнее укрепился в своей паранойе.

В итоге он снова отложил альбом в сторону и сконцентрировался на песне "Heroes And Villains", решив посредством тщательного монтажа сделать из нее похожий на "Good Vibrations" шедевр. Уилсон корпел над композицией в студии до марта 1967 года, тем самым постепенно сведя идею выпуска полноценного альбома на нет. По степени проработанности и звучанию "Heroes And Villains" получилась на уровне "Good Vibrations" - она вышла в качестве сингла в июле того же года и, по сути, стала второй и последней песней из материала "Smile", на тот момент увидевшей свет.

Новое детище Брайана рассыпалось на глазах. Из-за нараставшего конфликта в группе, а также давления со стороны лейбла Уилсон в какой-то момент потерял веру в проект. А ведь его потенциал все еще оставался огромным: за бортом оставались композиция "Vega-Tables", для записи которой зашел похрустеть сельдереем сам Пол Маккартни, а также не менее прекрасные песни "Wonderful", "Surf's Up", "Cabin Essence" и др.

В апреле из-за отсутствия прогресса в работе с Брайаном прекратил сотрудничество поэт Ван Дайк Паркс, принимавший вместе с ним участие в написании песен. Можно сказать, с этого момент судьба "Smile" была окончательно предрешена. Какое-то время Брайан еще продолжал по инерции работать над композициями, но всем стало понятно, что в одиночку он их уже никогда не закончит.

Финальная точка в этой истории была поставлена в мае 1967 года: менеджер группы Дерек Тейлор объявил прессе, что релиз альбома "Smile" не состоится. Какова была реакция фанатов, угадать несложно. Брайан Уилсон же на долгое время впал в глубокую депрессию.

-6

В сентябре 1967-го в качестве утешения, а также по обязательствам контракта, The Beach Boys выпустили черновую версию того, что приблизительно должно было получиться в итоге - пластинку под названием "Smiley Smile". Стоит ли говорить, что это было совсем не то, что задумывал Брайан? С оставшимися треками решили не заморачиваться и записали их в более упрощенном виде, благодаря чему весь материал альбома, за исключением "Good Vibrations" и "Heroes And Villains", получился сырым и пресным. Естественно, подобная бледная копия некогда самого ожидаемого и обсуждаемого музыкального альбома вызвала у критиков и поклонников группы только разочарование.

"Smiley Smile" The Beach Boys, 1967
"Smiley Smile" The Beach Boys, 1967

Впрочем, для The Beach Boys это было только началом черной полосы в их карьере. Подавленный творческим фиаско, Брайан Уилсон отдалился от группы и от музыки вообще, в результате чего им было упущено золотое время, когда выходили лучшие работы его конкурентов: The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Kinks. Как-то раз, сидя за рулем и услышав по радио новую песню Beatles "Strawberry Fields Forever", он остановил машину, дослушал композицию до конца, вышел и зарыдал. "Они победили", - признал тогда сквозь слезы Брайан.

Так как у The Beach Boys не было нового материала, они отклонили предложение выступить на легендарном Монтерейском фестивале в июне 1967-го. И вот из передовой новаторской группы парни превратились в нечто старомодное и гротескное. Внезапно The Beach Boys стали неактуальны, уступив место новому поколению революционеров рока: Procol Harum, Iron Butterfly, The Moody Blues и др. Так рьяно стремившись в будущее, они сами того не ожидая оказались в прошлом и пробыли в забвении вплоть до 1974 года, когда выпустили сборник своих ранних записей - опять же, своих старых записей.

Немного потрепанные жизнью The Beach Boys, 70-е
Немного потрепанные жизнью The Beach Boys, 70-е

Между тем история "Smile" на этом не закончилась. Как минимум следующие 30-40 лет альбом существовал в виде бутлегов, которые фанаты добывали всеми правдами и неправдами, а отдельные песни с него кочевали с одного последующего альбома The Beach Boys конца 60-х - начала 70-х на другой. Все это безобразие продолжалось до тех пор, пока сам Брайан Уилсон полностью не перезаписал "Smile" в 2004 году и даже выступил с его программой на сцене. Разумеется, это был уже совсем другой альбом, пусть и записанный по своему скелету 1966 года - начать хотя бы с того, что к тому времени в живых не было ни Денниса, ни Карла Уилсонов.

Наверное, поэтому ровно 10 лет назад, в октябре 2011-го, оставшимися участниками The Beach Boys были собраны в более-менее единое целое именно оригинальные фрагменты студийных записей с сессий "Smile" 1966-1967 годов. По сравнению со "Smiley Smile", они уже куда больше походят на то, что когда-то задумывал Брайан Уилсон. И кто-то скажет: получается, уже ставший полумифическим альбом "Smile" все-таки вышел, справедливость восторжествовала! Чисто технически это так. Но предельно точно собрав по кусочкам свой альбом, The Beach Boys упустили одну важную деталь - а именно контекст эпохи, в которой он создавался. С тех пор прошло так много лет, и хоть вокал и записи инструментов остались теми же, изменилась музыка, которая окружала "Smile" в те времена, изменился сам мир. В результате этого "The Smile Sessions" выглядит сегодня не более как реликт - любопытный, интересный, но все же реликт, плод давно ушедших дней.

Согласится с этим кто или нет, но в своем полноценном, законченном, масштабном и грандиозном виде альбом "Smile" так и остался в уме юного Брайана Уилсона из далеких 60-х. Быть может, по этой причине он и зовется "Величайшим Невыпущенным Альбомом Всех Времен".

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: