5-6 октября на платформе «Малый бизнес Москвы» (mbm.mos.ru) прошли семинары для тех, кто хотел бы заняться социальным предпринимательством. Докладчики рассказали, с чего начать, и поделились некоторыми ошибками, которые стоит избегать. Надо правильно сформулировать проблему с помощью исследований и интервью и не бросаться «с места в карьер», а сначала провести тест на образце. Если есть подтвержденная гипотеза, то дело пойдет легче. В частности, гораздо проще убедить инвестора вложиться в ваш проект.
Советами для социальных предпринимателей поделилась Евгения Дмитриева, основатель социального стартапа Impact Boost, предприниматель, член Общественной палаты, член комиссии Госсовета. По ее словам, самое важное в социальном предпринимательстве – это не продукт, не выстраивание процессов и так далее. Главное – интересен ли ваш товар или услуга человеку, который будет ими пользоваться, то есть благополучателю.
Определить проблему
Выявить проблему поможет релевантная статистика.
По словам Дмитриевой, это главное, что нужно сделать на первом этапе:
«Часто людям нравится идея, люди тратят время на подготовку, а потом оказывается, что результат не особо интересен».
Для анализа понадобится релевантная статистика Она поможет узнать, у какого количеств благополучателей есть эта проблема, рассказала Дмитриева. Найти данные можно, в частности, у ВЦИОМ, Statista, в профильных сообществах.
Одной статистики недостаточно. Надо говорить с людьми. Как поделилась Дмитриева, рекомендовано не менее 100 интервью. Из этого «исследования» будет понятно, есть ли вообще проблема, которую вы собрались решать. Дмитриева не советует задавать вопросы типа «Если мы так-то сделаем, будете пользоваться?». Чаще всего люди не будут говорить «нет» из вежливости, начнут хитрить.
«Нельзя продавать свой продукт, даже если вы горите идеей и уверены, что ваш проект лучше всех», - предостерегла спикер.
Хорошие вопросы нацелены на то, чтобы узнать: есть у людей трудности и если да, то какие. Например, если планируется открывать социальное такси, надо выяснить, как часто респонденты вызывают такси, какие сложности у них возникают во время заказа, оплаты, самой поездки, как часто они пользуются такси и так далее.
«Здесь вы должны понимать, что поменять, чтобы стало лучше», - подытожила Дмитриева.
Исследование в выбранной области поможет сформулировать проблему правильно, что необходимо для движения дальше. В пример спикер привела проект по IT-маршрутизации скорых: он распределяет и перенаправляет их, чтобы приезжали быстрее.
«Проблема в том, что скорые едут долго, и проект нацелен на ее решение», - объяснила эксперт.
По ее словам, порядка 80% жителей не получают помощь после инфаркта в первые два часа, хотя это очень важно. Масштаб проблемы – вся Россия. Для других задач он может быть, например, региональным, муниципальным.
Протестировать образец
Дмитриева не считает необходимым уже на первых стадиях создавать идеальный продукт со всеми функциями, как часто делают. Для начала потребуется модель, чтобы было понятно, какую задачу вы решаете. В пример спикер привела IT-сферу, где не разрабатывают полноценное приложение, а используют инструменты для создания «модели» сайта.
«Пригодится все, - считает Дмитриева. - Аппликации, «лего» (мировая, между прочим, практика), рисунки, что угодно».
Когда модель готова, надо опять вернуться к тем самым респондентам и показать им ее.
Дмитриева опять поделилась реальным примером. «У вас две недели и две тысячи рублей, вас двое. Решаете проблему, которая состоит в том, что 32 млн человек не имеют доступа к культурным ценностям». Слушатели предложили свои варианты, среди которых были «создать сайт-демоверсию с экскурсиями и спектаклями».
«Но как тогда ваши респонденты узнают об этом сайте и зайдут на него?» - задалась вопросом Дмитриева.
Она ориентирует думать не только о модели, но и о том, как донести ее. В том самом реальном примере волонтеры взяли записи пяти спектаклей (вопрос авторских прав уже был решен), ездили по домам престарелых и показывали их.
«Проект развивается успешно, его расширяют и начинают трансляции на вокзалах», - поделилась Дмитриева.
После проверки простого прототипа над товаром или услугой можно поработать более тщательно. Тогда возникают другие вопросы: где продавать, кто будет получать, а кто платить.
Это уже вопросы стратегии.
Стратегические вопросы
Многие считают, что если проект маленький, то стратегия не нужна, но Дмитриева готова с ними поспорить. Она уверена, что важно не «закапываться» в операционной работе и видеть общую картину. Для этого, по словам спикера, надо знать о своем видении, миссии и цели.
- Видение
Это в каком мире вы хотите жить и как его поменять. Пример: девиз компании «Нокиа» Connecting people – «объединяя людей». Видение компании – это мир без коммуникационных границ.
- Цель
Измеряется в цифрах и сроках. «Хочу, чтобы в 2023 году моими услугами пользовались столько-то благополучателей, и это принесло мне такую-то выручку».
Тем, кто хочет заниматься социальным предпринимательством, Дмитриева советует отвечать на такие вопросы:
- Кто мои клиенты? Например, они могут стать другими после расширения линейки услуг.
- Какие рынки? Возможно, есть какие-то региональные особенности.
- Каково социальное воздействие, то есть чьи жизни и как планируется улучшить.
Стратегия бизнеса включает в себя продуктовую стратегию, стратегию, маркетинга (как продвигать проект, как люди будут узнавать), финансовую, организационного развития. Дмитриева порекомендовала сразу определяться с тем, как будет идти рост бизнеса: рост штата, открытие региональных отделений, а может, франшиза. Маленький успешный проект может «погибнуть» при масштабировании, и эти вопросы надо продумывать в самом начале.
В то же время, стратегия – это необязательно громоздкий документ, она может умещаться на паре листов. Если она просто и понятно написана, с ней легко ознакомить потенциальных партнеров и сотрудников.
Где найти деньги
«Многие считают, что денег найти негде. Но если делать все грамотно, то это вполне реально, - поделилась оптимизмом Дмитриева. – Сложно привлечь средства «под идею», и проще под проверенную гипотезу».
Источники финансирования докладчик разделила на группы и рассказала о каждой из них.
- Друзья и семья
Хорошо, если есть возможность получить у них средства, особенно на раннем этапе бизнеса.
- «Бизнес-ангелы»
Это независимые инвесторы, которые готовы вкладывать свои личные средства и принимают более эмоциональные решения. Их деньги проще привлечь, и пусть это обычно не очень большие суммы, они могут быть полезны на ранней стадии. Такие инвесторы, конечно, ожидают возврата средств, но, как правило, рассеивают инвестиции на много проектов и понимают, что «выстреливают» не все из них, поделилась Дмитриева. Найти «бизнес-ангелов» можно в Интернете или через сообщества
- Фонды
Здесь можно получить больше денег, чем от «бизнес-ангелов», но добиться их тяжелее. Как правило, фонды вкладывают средства на поздних стадиях, когда все уже работает.
- Крауд-инвестинг
Не очень популярный инструмент, но Дмитриева считает его удачным. В отличие от крауд-фандинга, участники здесь получают долю прибыли, если вложились в успешный проект. Особенность в том, что «они становятся вашими амбассадорами», подчеркнула спикер.
- Гранты
Плюс гранта – в том, что его не надо отдавать, но минус – это большой объем отчетности. В отличие от инвестиций, вы не теряете долю в бизнесе, но обязаны расходовать средства только на оговоренные цели.
Как общаться с инвесторами
Составьте профили инвесторов, выпишите фамилии и фонды, советует Дмитриева. По ее наблюдениям, лучше всего пробовать знакомиться с ними лично – или на конференциях, или искать того, кто может свести. Впрочем, «холодные контакты» (письмо или звонок «с улицы») тоже иногда работают.
При встрече с инвестором надо уметь быстро и нескучно рассказать о проекте, все равно, в простом разговоре или с презентацией. Дмитриева рекомендует заранее узнать об инвесторе больше.
«Знакомый, который делал товары для животных, искал инвесторов, у которых есть питомцы», - проиллюстрировала докладчик свою мысль.
Инвестору надо видеть, какую проблему вы решаете, как планируете масштабировать бизнес, почему вы крутой и ваша команда крутая, и ваши цели совпадают с вашей компетенцией, поделилась Дмитриева.
«Конечно, важно, как вы оцениваете проблему, развиваете свой продукт и так далее, но я верю, что мир полон возможностей, вопрос в вашей мотивации», - заключила докладчик.
Полезные вопросы
Своими советами для социальных предпринимателей поделился также Максим Шматов, маркетолог, преподаватель, методолог социального акселератора и автор системы диагностики социальных стартапов D – start. По его мнению, ключевая задача социального предпринимательства – прививать ценности и менять мышление людей:
«Чтобы человек понимал: вот этот пакет надо выбросить в эту урну».
Он также призвал отличать бизнес от хобби. Бизнес характеризует структурный подход, ответственность перед другими. Хобби более нестабильно и непредсказуемо, это ответственность перед самим собой.
Шматов рекомендует всегда помнить о стратегии и целях: «Что я хочу сделать за год для достижения этой цели». Еще один полезный вопрос для экономии времени и концентрации усилий на главном: «Могу ли я это не делать? Что будет, если не сделаю?» Какие-то задачи нужно делегировать, пусть даже их сделают похуже, зато это освободит вам время, рассказывал Шматов. Еще он посоветовал не переживать, если не получилось: задачу можно перенести на другой срок, разбить на части.
Больше новостей об НКО, статей о социально ответственном бизнесе и интервью с общественниками можно найти на сайте Мяч!Медиа.