Жителям и гостям Москвы словосочетание «Храм Христа Спасителя», конечно, покажется знакомым, но речь сегодня пойдёт не о том здании, что мы можем увидеть в нашей столице. Первый Храм Христа Спасителя должен был появиться ещё при императоре Александре I , но открыт был лишь более полувека спустя. Что же с ним произошло?
После изгнания войск Наполеона из России в 1812 году Пётр Кикин донёс до императора Александра I идею о возрождении обетных храмов (храмов, построенных в честь военных побед). Как дань памяти павшим героям, приняли решение возвести такой храм, а в 1814 году провели открытый международный конкурс, в котором приняло участие 38 архитекторов, предлагавших свои вариации постройки.
По итогу был выбран самый грандиозный проект, автором которого стал Александр Витберг. Изначально он должен был располагаться на Воробьёвых горах на бывшем месте одной из царских резиденций. 2 года, уединившись во временном московском жилище, Витберг самостоятельно изучал руководства по архитектуре и создавал свой проект.
Витберг создал проект, выдержанный в традиционных классических архитектурных формах, но наполнил его совершенно новым для своего времени содержанием. Он понимал, что создает небывалое. Колоссальный (около 230 метров в высоту; длина нижней колоннады равнялась 640 метрам) храм, стоя на Воробьевых горах, должен был господствовать над всем городом.
В 1817 году императорская фамилия и весь двор на несколько месяцев переехали в Москву, чтобы принять участие в торжественной закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
В пятилетнюю годовщину победы над французами начали стройку. Кстати, строительством должны были заниматься более 20000 крепостных крестьян. Вот только за 7 лет, которые оставались до смерти Александра I, построено было критично мало.
Храм Витберга, будь он построен, превысил бы самую большую из египетских пирамид. Постройка, однако, продвигалась крайне медленно. К строительству было приписано всего 4000 крепостных крестьян, которые к тому же из-за плохих условий жилья и питания умирали, как на строительстве петровского Петербурга. Витберг, никогда не занимавшийся архитектурной практикой, был совершенно неприспособлен к хозяйственной и административной организации большой стройки и контролю за работами и расходами.
В августе 1825 года архитектор обращался к императору с просьбой оказать ему содействие в борьбе с казнокрадством на стройке. После смерти Александра I в ноябре 1825 года ход строительства стала расследовать специальная комиссия.
А новый император Николай I принял решение вовсе приостановить работы, ведь выяснилось, что на этом месте нельзя ничего строить, иначе сооружение может «поползти вниз».
Возник вопрос о распределении казенных средств. Хоть многие и придерживались мнения в невиновности Витберга, он все же был сослан в Вятку за растрату.
В мае 1826 года работы были остановлены, а в ноябре 1828-го стройка была ликвидирована, несмотря на то, что на нее было потрачено уже более 4 миллионов рублей.
В 1831 году Николай I вернулся к позабытой идее и назначил главным архитектором Константина Тона. Новым местом постройки была выбрана улица Волхонка, для чего все расположившиеся на ней на тот момент постройки были снесены (в том числе, кстати, Алексеевский Стародевичий монастырь). В 1839 году строительство храма было начато.
Если сравнить замыслы Витберга и Тона, становится очевидным, что идеей первого проекта было создание небывалого христианского храма, а идеей второго — создание храма национального, русского. Храм Витберга пробуждал религиозное чувство и благоговение, демонстрируя торжество духа христианства. Храм Тона скорее иллюстрировал их, демонстрируя торжество Православия.
Утвержденную смету для первоначальных работ (более 1400 тысяч рублей) Тону удалось даже сократить на 150 тысяч. Во избежание повторения витберговской истории государем был утвержден новый порядок контроля за строительством, который делал руководство стройкой коллективным.
Работы не прекращались ни на один день, но объем их оказался колоссальным, а финансирование не всегда было бесперебойным. В 1849 году был сооружен свод большого купола — это был самый крупный купол России. К 1853 году закончилась кладка кирпичных стен, куполов и наружная облицовка здания. К 1857-му смонтировали металлические части кровли и куполов. В 1860 году все внешние отделочные работы были закончены, и с храма сняли наружные леса. Тогда же начаты росписи и отделка интерьеров — она продолжалась до 1883 года. Одновременно в 1877—1880 годах строилась гранитная набережная, благоустраивалась площадь вокруг храма.
Отношение к храму у населения было весьма неоднозначное, многие воспринимали его негативно. Например, Верещагин утверждал, что Тон скопировал идею с индийского Тадж-Махала.
В храме располагалась и достаточно обширная библиотека.
Торжественное освящение Храма Христа Спасителя произошло в 1883 году. Освящение было приурочено к коронации императора Александра III и стало грандиозным торжественным праздником. Царь и наследник престола прошли в алтарь, где высшее духовенство совершило сопутствовавшие ритуалу освящения таинства и молебны. Затем крестный ход обошел вокруг храма под звон всех московских колоколов и залпы орудийных салютов. Дожившие до этого дня ветераны кампании 1812 года были удостоены беседы с императором.
Весной 1880 года к подножию уже построенного храма принесли носилки с 86-летним стариком. Он силился встать, чтобы взойти в храм, но так и не смог. Это было последнее свидание Константина Тона с главным храмом своей жизни. Архитектор умер в 1881 году, так и не дожив до освящения храма Христа Спасителя.
Высота собора равнялась 103 метрам. На позолоту глав понадобилось 25 пудов 31 фунт золота, еще 721 фунт ушел на храмовую утварь. Рассчитан собор был на 7200 человек, но помещалось в нем около 10 тысяч. Фундаменты собора доходили местами в глубину до 40 метров. Он был сложен из 40 миллионов кирпичей. Толщина стен составляла три с лишним метра. Все строительные материалы, кроме нескольких редких видов мрамора, были отечественного происхождения.
Самым удачным в храме Христа Спасителя было, пожалуй, его чрезвычайно выигрышное местоположение — близ Кремля, на изгибе Москвы-реки. Храм стал главным акцентом многих архитектурных видов города, его монументальное величие было подчеркнуто рельефом местности и небольшими размерами окружающей городской застройки.
Для знати Российской империи это место имело большое религиозно-общественное значение, именно там собирались высшие слои государства для проведения служб, что, опять же, не стало положительно сказываться на отношении к храму простого населения.
В 1901 году при соборе был учрежден собственный хор, считавшийся в Москве одним из лучших.
Храм, без сомнения, стал одним из символов Москвы, неотделимых, казалось, от ее образа. И в этом должное храму отдавали даже искусствоведы, невысоко оценивавшие его архитектурные качества.
После революции храм продолжать действовать, но недолго. Сначала прекратили финансирование, и он продолжал своё существование, держась лишь на пожертвованиях, а потом и вовсе был снесён. На его месте хотели построить величественный дворец Советов, затем открыли самый крупный открытый бассейн, а сейчас вновь вернули храм, носящий то же название, но, определённо, имеющий мало общего (кроме внешнего сходства) в первоначальным строением. Но об этом мы говорить уже не будем.