Найти в Дзене
Загадки истории

В постели с царем #1.5/Восток - дело тонкое/5.По закону Фатиха

Оглавление

Восток - дело тонкое

5.По закону Фатиха

Вопрос о престолонаследии во всех монархиях всегда был и остается од­ним из самых важных. При этом каж­дому монарху приходилось думать о том, как обезопасить свой трон от других претендентов. Чаще все­го таковыми являлись ближайшие родственники. Но если в Европе их старались использовать для заклю­чения династических браков, то в Ос­манской империи начиная с XVI века от них просто избавлялись.

Мехмед II Завоеватель (Мехмед Эль-Фатих, Магомет Великий) (1432-1481) - османский султан
Мехмед II Завоеватель (Мехмед Эль-Фатих, Магомет Великий) (1432-1481) - османский султан

В 1421 году султан Мурад II приказал ослепить двух своих мало­летних братьев, опасаясь их возможных претензий на власть. На­следовавший ему Мехмед II велел утопить трехмесячного сына по­койного отца, а позже, уже получив прозвище Фатих (Завоеватель), издал закон, допускавший возможность убийства султаном своих братьев для устранения претендентов на трон. Объяснял он это тем, что всеобщее благо, то есть мир и спокойствие в стране, дороже жиз­ни конкретного человека. Но многие султаны понимали этот закон по-своему...

Как взобраться на трон?

По давней традиции сыновья султана, достигшие определенного возраста, отправлялись в провинции, так называемые санджаки, где под руководством опытных наставников получали опыт управле­ния. В случае смерти отца на престол вступал тот из них, кто первым приезжал в столицу. Такой порядок сложился вследствие убежденно­сти османов в том, что власть дается свыше и человек не вправе вме­шиваться в божественное предопределение. Естественно, оно бла­говолило тому, чей санджак был ближе. Хотя и не всегда. В 1481 году Мехмед II скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет. Есть вер­сия, что он был отравлен собственным сыном Баязидом.
В то время Баязид и его младший брат Джем жили в провинции, причем санджак Баязида находился гораздо дальше от столицы. Но его люди перехватили гонцов, спешивших к Джему с сообщением о смерти отца, и Баязид первым прибыл в Стамбул. Джем решил до­биваться своих прав силой оружия, но потерпел поражение, бежал из страны и, в конечном счете, оказался в плену у папы римского.

Мехмед Завоеватель входит в Константинополь
Мехмед Завоеватель входит в Константинополь

Удовлетворенный таким устранением соперника, Баязид долгие годы оплачивал его содержа­ние в неаполитанской тюрьме. А в 1507 году «ради всеобщего блага» казнил по закону Фатиха двух своих сыновей, запо­дозрив их в измене. Прав­ да, это не остановило двух других сыновей в их претензиях на трон. Сна­чала они сражались меж­ду собой, а потом один из них, Селим, привлек на свою сторону яны­чар, заставил отца отречься от власти и отправил его в изгнание, где тот через месяц и умер — скорее всего, от яда.

Сулейман I проклинает шехзаде Баязида, узнав о мятеже. Иллюстрация из «Хюнер-наме», XVI век
Сулейман I проклинает шехзаде Баязида, узнав о мятеже. Иллюстрация из «Хюнер-наме», XVI век

Всеобщее благо превыше всего

Наученный горьким опытом отца, Селим I не стал дожидаться, когда претенденты на престол сами заявят о себе, а решил действо­вать на опережение. Он приказал казнить двух своих братьев, пяте­рых внуков отца, а также тех родственников, которых считал опас­ными для всеобщего блага. По неизвестной причине он казнил и троих своих сыновей. Неудивительно, что после этого он получил прозвище Явуз, то есть «Свирепый». Умер Селим I в 1520 году и так­ же, возможно, от яда.
Его наследнику, Сулейману I, избавляться от соперников не при­шлось, потому что он был единственным из сыновей свирепого султана, пережившим отца. Но и ему не давал жить спокойно по­стоянный страх за свою власть. Поэтому при малейшем намеке на заговор он казнил сына Мустафу вместе со своим семилетним вну­ком, а позднее — за поднятый мятеж — Баязида и еще пятерых вну­ков, младшему из которых исполнилось всего три года.
Последний из сыновей Сулеймана, Селим II, соперников уже не имел, но его наследник Мурад III казнил девятерых остальных. По словам современника, став султаном, Мурад со слезами на гла­зах вручил палачу девять платков, которыми тот должен был заду­ шить его братьев: закон запрещал проливать кровь представителей династии Османов, поэтому их убивали с помощью тетивы лука или платка.
Именно таким способом по приказу следующего султана, Мехмеда III, весьма озабочен­ного угрозами для всеобщего блага, были в один день казне­ны 19 сыновей Мурада. Ходили слухи, что та же участь постигла и 15 его беременных наложниц. В 1603 году по подозрению в заговоре Мехмед III казнил своего сына Махмуда. Возмож­но, это послужило причиной его отказа от дальнейшей практи­ки отправки наследников в сан­джаки. Теперь они уже не мог­ли учиться управлению страной, но зато находились под постоянным присмотром. Тем не менее внук Мехмеда, Осман II, перед отъездом из столицы казнил своего брата Мехмеда, к которому не имел никаких претензий. Он лишь опасался того, что ненадежные придворные могут возвести Мехмеда на трон. Последним султаном, применившим закон Фатиха, был Мурад IV. Он казнил троих своих братьев и собирался расправиться с чет­вертым, Ибрагимом, страдавшим психическим расстройством, но его отговорила от этого мать.
Интересно, как после этого все они смотрели друг другу в глаза...
По различным подсчетам за полтора века по закону Фатиха было убито от 60 до 80 принцев династии Османов. Но отказ от его приме­нения вовсе не означал, что наследники могли уже больше ни о чем не волноваться. Потому что теперь их ожидал кафес.

Казнь с помощью тетивы лука. Из «Хюнер-наме» («Книга подвигов») - иллюстрированной османской рукописи XVI века
Казнь с помощью тетивы лука. Из «Хюнер-наме» («Книга подвигов») - иллюстрированной османской рукописи XVI века

«Золотая клетка»

Так назывался целый комплекс особых помещений, расположенный во внутреннем дворе султанского гарема. Там за высокой оградой находилось 12 павильонов, состоявших из нескольких комнат с затей­ливыми витражами на окнах и персидскими коврами, устилавшими пол. Роскошное убранство, дорогая мебель и угодливая прислуга - здесь было все для красивой жизни. Все, кроме свободы. Потому что выход из кафеса охраняла неусыпная стража.
Во имя все того же «всеобщего блага», с середины XVII века всех наследников, достигших восьмилетнего возраста, стали поме­щать в эту «золотую клетку», которая становилась для них тюрьмой на долгие годы. Правда, от обычных заключенных они отличались тем, что получали кое-какое образование и занимались спортом — стрельбой из лука, борьбой, конными скачками. Для них, хотя и не так уж часто, устраива­лись музыкальные ве­чера и ставились пье­сы. Им разрешалось даже иметь наложниц, но покинуть кафес на­ всегда и остаться в жи­вых они могли только в одном случае — взой­дя на престол. Такое бывало, когда уми­рал султан, не оставив­ший после себя сына.

Апартаменты престолонаследников (кафес) во дворце Топкапы
Апартаменты престолонаследников (кафес) во дворце Топкапы
Кафес - единственное историческое здание, сохранившееся в неприкосновенности с древних времен
Кафес - единственное историческое здание, сохранившееся в неприкосновенности с древних времен

Подходящий наслед­ник получал тогда дол­гожданную свободу и становился повелителем огромной империи, но удача в любой момент могла от него отвернуться, как это произошло, скажем, с Мустафой I. Проведя в заточении 14 лет, он стал султаном, но уже в скором времени по­сле дворцового пере­ворота вновь очутился в кафесе. Четыре года спустя очередная сме­на власти во второй раз вознесла его на трон. Эта попытка оказалась не лучше первой, и Му­стафа провел оставшиеся 16 лет жизни в той же самой клетке.
Весьма похожей была судьба и Ибрагима I, с той лишь разницей, что после 22 лет, проведенных в кафесе, он занимал трон в течение восьми лет, а затем был низложен и убит.
Их участь совсем не удивительна. Долгие годы лишенные нор­мального человеческого общения, не имевшие ни необходимых зна­ний, ни опыта, они были неспособны управлять страной. К тому же оба страдали нарушением психики, как и многие другие обитатели кафеса. Десятилетия существования в замкнутом пространстве, в посто­янном страхе быть убитыми — а случалось и такое — ни для кого не проходят бесследно. Тем более для людей, вся вина которых состоя­ла лишь в том, что они имели несчастье родиться сыновьями султана.
О том, каких переживаний им это стоило, рассказал однажды Су­лейман II, оказавшийся на вершине власти после 36 лет заточения в «золотой клетке». По его словам, лишенному свободы человеку лучше умереть сразу, чем умирать каждый день. Однако печальный «рекорд» по длительности пребывания в кафесе принадлежит не ему, а последне­му султану Османской империи Мехмеду VI. Он провел там почти всю свою жизнь и взошел на трон в возрасте 56 лет.
Несмотря на такое своеобразное отношение к наследникам. Ос­манская династия не прерывалась на протяжении более шести веков и была отстранена от власти только в 1924 году. Примечательно, что после этого все ее представители были изгнаны из страны.

Гробница Селима II (1524-1574) — 11-го султана Османской империи, известного как Селим Пьяница
Гробница Селима II (1524-1574) — 11-го султана Османской империи, известного как Селим Пьяница

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)