В школе всем нам говорили, что «миф» - это такая сказочная история, легенда объясняющая сотворение мира, разные явления природы. Мифы чаще всего поэтические, наивные и нередко крайне причудливые. В действительности, объяснение разнообразных явлений, появления традиций и т.д. - лишь одна из функций мифа. Но чему ещё же служат мифы? Насколько глубоки их аллегориии? Какие ещё скрытые смыслы могут хранить привычные нам истории? Давайте попытаемся сегодня в этом разобраться.
Начать стоит, пожалуй, с перевода. «Миф» - с греческого «предание, сказание» о чем либо. Соответственно «Мифология» - двухкоренноеслово из "Миф" и "Логос" (знание) - знание, учение о мифах. Собственно, Мифология это наука, занимающаяся изучением мифов, и именно она в конце позапрошлого века дала нам то обыденное представление, которое было упомянуто в начале. Разумеется, что в Европе вплоть до XIX века были распространены в массе греческие и римские мифы, которые стали набирать известность с Эпохи Возрождения (XV - XVI века).
На несколько десятилетий позже открытия Америки Христофором Колумбом стали по-немногу просачиваться в Европу арабские мифы и мифы коренных индейцев Америки. Входила в моду манера употреблять имена божеств в аллегорическом смысле: «Марс» - война, «Венера» - любовь, а под «музами» подразумевались различные науки. Это словоупотребление продержалось и до наших дней, например, знаменитое выражение "Ахиллесова пята", нередко в стихах Пушкина можно прочесть строчки, подобные этим:
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас:...
Строчки, как вы уже догадались, из поэмы "Руслан и Людмила".
Очень древние мифы о происхождения Земли, Луны, Солнца (Солярные мифы, Лунарные и Астральные мифы.), к ним можно отнести и мифы о животных, которые являются простым объяснением разных признаков животных. Что интересно, все эти мифы сходятся к единому - к человеку. Так, многие звери произошли от людей, а, например, Луна представляется некой девой с белой как снег кожей. Можно заключить, что большинство мифов антропоцентричны, вертятся вокруг человека. Центральную позицию у народов с развитыми мифологическими системами занимают именно Космологические и Антропогинические мифы, в то время как у более культурно отсталых народов таких мифов меньше.
Современными учеными мифотворчество рассматривается как один из столпов античного общества. В первобытном обществе человеку тем или иным образом было необходимо познавать окружающий мир, чему и служили мифы. Многое из написанного выше ставит нас перед вопросом о неразравной взаимосвязи между мифами и религией. Мифы как бы составляют как бы священное духовное сокровище племени. Они неразрывно связаны с традициями, призваны утверждать принятую в данном обществе духовные ценности. А вот превращение некоторых мифов в догматические религиозные верования - уже признак более развитого общества.
Если подвести некий итог этой информации, то можно сказать, что мифы были неким явлением, схожим с религией, однако не являющейся ей: множество различий не позволяют назвать их таковой. Мифология - не религия, а ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ религии. Даже современная религия, например, христианство, содержит в себе мифы - Ветхий Завет, Новый Завет и др. Мифы, можно сказать, античная "смесь" религии и закона (А традиция в те времена зачастую равнялся закону), они имели огромный вес, а люди, знающие их и умеющие толковать, почитались и занимали главенствующие роли в обществе.
Необходимо относится к мифам не как к "сумме заблуждений", а как к бесценному опыту предков и огромному пласту культуры целых тысячелетий, как к важнейшему явлению культуры и бытия человечества. Мифы тысячи лет главенствовали над духовной составляющей людей и их значение для самопознания человечества самоочевидно и естественно.
#мифы #мифология #история