Найти тему
ПРЕКРАСНОВОЛОСЫЙ

Что такое «мифы» и как они появились.

Оглавление

В школе всем нам говорили, что «миф» - это такая сказочная история, легенда объясняющая сотворение мира, разные явления природы. Мифы чаще всего поэтические, наивные и нередко крайне причудливые. В действительности, объяснение разнообразных явлений, появления традиций и т.д. - лишь одна из функций мифа. Но чему ещё же служат мифы? Насколько глубоки их аллегориии? Какие ещё скрытые смыслы могут хранить привычные нам истории? Давайте попытаемся сегодня в этом разобраться.

Каноничное древнее изображение Геракла, Алкида. Эта иллюстрация изображает поход героя в Аид с целью пленения Цербера - трехголового пса. Интересно, что по одной из версий Геракл, пребывая в Аиде, спас Тесея, героя, победившего минотавра. Тесей изображен слева, Геракл посередине, а сам ужасающий страж подземного царства справа.
Каноничное древнее изображение Геракла, Алкида. Эта иллюстрация изображает поход героя в Аид с целью пленения Цербера - трехголового пса. Интересно, что по одной из версий Геракл, пребывая в Аиде, спас Тесея, героя, победившего минотавра. Тесей изображен слева, Геракл посередине, а сам ужасающий страж подземного царства справа.

Начать стоит, пожалуй, с перевода. «Миф» - с греческого «предание, сказание» о чем либо. Соответственно «Мифология» - двухкоренноеслово из "Миф" и "Логос" (знание) - знание, учение о мифах. Собственно, Мифология это наука, занимающаяся изучением мифов, и именно она в конце позапрошлого века дала нам то обыденное представление, которое было упомянуто в начале. Разумеется, что в Европе вплоть до XIX века были распространены в массе греческие и римские мифы, которые стали набирать известность с Эпохи Возрождения (XV - XVI века).

На амфоре, глиняном кувшине, изображено плавание Одиссея, а точнее его встреча с Сиренами, голос которых сводил с ума любого. Хитроумный и любознательный Одиссей приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте - очень уж ему хотелось послушать пение Сирен. Проплывая мимо Серен войны ничего не слышали, а только и видели, как их царь извивается в агонии. Когда напасть миновала, подчиненные развязали путы и спросили, что Одиссей слышал. "Лучше вам и не знать того" - так им ответил царь Итаки.
На амфоре, глиняном кувшине, изображено плавание Одиссея, а точнее его встреча с Сиренами, голос которых сводил с ума любого. Хитроумный и любознательный Одиссей приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте - очень уж ему хотелось послушать пение Сирен. Проплывая мимо Серен войны ничего не слышали, а только и видели, как их царь извивается в агонии. Когда напасть миновала, подчиненные развязали путы и спросили, что Одиссей слышал. "Лучше вам и не знать того" - так им ответил царь Итаки.

На несколько десятилетий позже открытия Америки Христофором Колумбом стали по-немногу просачиваться в Европу арабские мифы и мифы коренных индейцев Америки. Входила в моду манера употреблять имена божеств в аллегорическом смысле: «Марс» - война, «Венера» - любовь, а под «музами» подразумевались различные науки. Это словоупотребление продержалось и до наших дней, например, знаменитое выражение "Ахиллесова пята", нередко в стихах Пушкина можно прочесть строчки, подобные этим:

Так думал молодой повеса, 
Летя в пыли на почтовых, 
Всевышней волею Зевеса 
Наследник всех своих родных. 
Друзья Людмилы и Руслана! 
С героем моего романа 
Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас:...

Строчки, как вы уже догадались, из поэмы "Руслан и Людмила".

Сражение героев Троянской войны на вазе. Аякс Теламанид, по прозвищу Великий, ранит в шею Гектора, однако поединок их был остановлен Аполлоном, ведь едва ли можно было считать честным противопоставление могучего война Аякса молодому наследнику Трои Гектору.
Сражение героев Троянской войны на вазе. Аякс Теламанид, по прозвищу Великий, ранит в шею Гектора, однако поединок их был остановлен Аполлоном, ведь едва ли можно было считать честным противопоставление могучего война Аякса молодому наследнику Трои Гектору.

Очень древние мифы о происхождения Земли, Луны, Солнца (Солярные мифы, Лунарные и Астральные мифы.), к ним можно отнести и мифы о животных, которые являются простым объяснением разных признаков животных. Что интересно, все эти мифы сходятся к единому - к человеку. Так, многие звери произошли от людей, а, например, Луна представляется некой девой с белой как снег кожей. Можно заключить, что большинство мифов антропоцентричны, вертятся вокруг человека. Центральную позицию у народов с развитыми мифологическими системами занимают именно Космологические и Антропогинические мифы, в то время как у более культурно отсталых народов таких мифов меньше.

Вот и у древних шумеров был культ лунопоклонников - их богом Луны бил Нанна. Нанна, согласно верованию шумеров, был странником. путешествовавшим в своей ладье - полумесяце. Тут сразу мы можем вспомнить и египетского бога Ра, который, в свою очередь, олицетворял уже Солнце.
Вот и у древних шумеров был культ лунопоклонников - их богом Луны бил Нанна. Нанна, согласно верованию шумеров, был странником. путешествовавшим в своей ладье - полумесяце. Тут сразу мы можем вспомнить и египетского бога Ра, который, в свою очередь, олицетворял уже Солнце.

Современными учеными мифотворчество рассматривается как один из столпов античного общества. В первобытном обществе человеку тем или иным образом было необходимо познавать окружающий мир, чему и служили мифы. Многое из написанного выше ставит нас перед вопросом о неразравной взаимосвязи между мифами и религией. Мифы как бы составляют как бы священное духовное сокровище племени. Они неразрывно связаны с традициями, призваны утверждать принятую в данном обществе духовные ценности. А вот превращение некоторых мифов в догматические религиозные верования - уже признак более развитого общества.

Египетский бог Ра. В этой древней религии все еще присутсвуют яркие признаки мифа, например, наличие у богов не полностью человеческого, но звериного облика.
Египетский бог Ра. В этой древней религии все еще присутсвуют яркие признаки мифа, например, наличие у богов не полностью человеческого, но звериного облика.

Если подвести некий итог этой информации, то можно сказать, что мифы были неким явлением, схожим с религией, однако не являющейся ей: множество различий не позволяют назвать их таковой. Мифология - не религия, а ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ религии. Даже современная религия, например, христианство, содержит в себе мифы - Ветхий Завет, Новый Завет и др. Мифы, можно сказать, античная "смесь" религии и закона (А традиция в те времена зачастую равнялся закону), они имели огромный вес, а люди, знающие их и умеющие толковать, почитались и занимали главенствующие роли в обществе.

Римская мазаика II века нашей эры. На ней изображен древнегреческий герой Беллерофонт, убивающий Химеру. Ничего не напоминает? Герой существовал еще задолго да рождения Христа, а следовательно, и Святого Георгия. Еще в V веке до нашей эры древнегреческий драматург Еврипид поставил по его печальной истории жизни трагедию "Беллерофонт", однако до нас произведение не дошло... Забавная цикличность, не правда ли?
Римская мазаика II века нашей эры. На ней изображен древнегреческий герой Беллерофонт, убивающий Химеру. Ничего не напоминает? Герой существовал еще задолго да рождения Христа, а следовательно, и Святого Георгия. Еще в V веке до нашей эры древнегреческий драматург Еврипид поставил по его печальной истории жизни трагедию "Беллерофонт", однако до нас произведение не дошло... Забавная цикличность, не правда ли?

Необходимо относится к мифам не как к "сумме заблуждений", а как к бесценному опыту предков и огромному пласту культуры целых тысячелетий, как к важнейшему явлению культуры и бытия человечества. Мифы тысячи лет главенствовали над духовной составляющей людей и их значение для самопознания человечества самоочевидно и естественно.

#мифы #мифология #история