Ее секрет
Лилия Брик сама по себе в истории не значила ничего, если бы не мужчины, которые ее любили, прощали и защищали. Самое простое - сослаться на ее секрет успеха, который по ее собственным словам был прост:
«Мужчины...примитивнее и бесхитростней, чем нам кажется. Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Этот стиль жизни она выбрала и следовала ему всегда. Однажды в ее раскинутые сети попалась крупная рыба, настолько крупная, что она сама не ожидала и поняла, уже потеряв. "Лиля - люби меня" - было написано в предсмертной записке Маяковского. Ее жизнь наконец-то обрела смысл - она стала хранительницей творческого наследия поэта революции, но музой - уже никогда.
Судьба
“Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”. Маяковский отметил это, как важное событие и не ошибся. Завязались отношения. Сначала так...
Потом так...
И вот так..
Красавец Маяковский, популярный поэт и в такой странной роли. Впрочем, кто тут в какой роли, можно долго выяснять, сопоставлять, ссылаясь на чьи-то мнения и "точные сведения". О том, как Маяковский относился к этому можно судить по одному эпизоду.
Однажды в ресторане, где они они с Лилией обедали, она оставила свою сумочку. Маяковский вернулся. За соседним столиком сидела известная поэтесса, которая, как и все, была в курсе своеобразных семейных отношений Брик-Маяковских. Скривив губы, она проговорила, так, чтобы Маяковский услышал:
-Так и будет таскать эту сумочку?
Маяковский, не оборачиваясь, ответил:
-Так и буду. Любовь не знает униженья. Только зависть.
Фото на вечность
Увлечение новомодным фотопозированием для Лилии Брик было не просто легкомысленным занятием, а серьезным делом. Будто знала, что делает это для вечности. Тут уж ошибиться было никак нельзя. И в очередной раз в фотомастерской Родченко и Степановой на предложение попозировать в каком-нибудь экстравагантном костюме, она с готовностью ответила:
-О, да! Вот в этом, - и показала на подготовленные ею для съемки наряды.
-В этом...? Но, оно же прозрачное!
-Именно. Чем я хуже Айседоры Дункан? Ей можно, а мне нет? Буду сниматься в этом. А если вам кажется, что одежды на мне слишком мало, я надену шляпу.
Были еще более откровенные фотосессии. Фотографом выступал ее муж, Осип. Но ту фотографию, на постели с обнаженным з..м, Лилия забраковала:
-Слишком просто...
-А по моему она великолепна!
=Ты о ком? Обо мне или о моей ж..?
Одна против бюрократов
Сейчас нередко можно услышать об истории взаимоотношений Брик и Маяковского, что по сравнению с ним Брик просто жалкая тень и... далее совсем нелицеприятные эпитеты с намеками на ее свободолюбие и отсутствие комплексов. Однако, надо отдать ей должное.
После смерти Маяковского именно Брик напомнила Сталину о Маяковском и обвинила советских бюрократов в преступном пренебрежении к пролетарскому поэту.
Отрывки из письма Брик Сталину от 24 февраля 1935 года.
"Дорогой товарищ Сталин... стихи не только не устарели, но они сегодня абсолютно актуальны и являются сильнейшим революционным оружием... Прошло почти шесть лет со дня смерти Маяковского, и он еще никем не заменен и как был, так и остался крупнейшим поэтом революции. Но далеко не все это понимают. Скоро шесть лет со дня смерти, а Полное собрание сочинений вышло только наполовину, и то в количестве 10 000 экземпляров... Материал давно сдан, а книга даже еще не набрана... Книг Маяковского в магазинах нет... в постановлении правительства было предложено организовать кабинет Маяковского при Комакадемии ... До сих пор этого кабинета нет. Материалы разбросаны... по распоряжению Наркомпроса из учебников по современной литературе на 1935 год выкинули поэмы "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо!".... Все это, вместе взятое, указывает на то, что наши учреждения не понимают огромного значения Маяковского - его агитационной роли, его революционной актуальности...
Я одна не могу преодолеть эти бюрократические незаинтересованности и сопротивление - и после шести лет работы обращаюсь к Вам, так как не вижу иного способа реализовать огромное революционное наследие Маяковского.
Л. БРИК Мой адрес: Ленинград, ул. Рылеева, 11, кв. 5. 4"
Сталин письмо прочитал и распорядился:
"Тов. Ежов, очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление.. Жалобы Брик, по-моему, правильны. Свяжитесь с ней или вызовите ее в Москву. Привлеките к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, все, что упущено нами. Если моя помощь понадобится, я готов.
Привет!
И. СТАЛИН."
Что ж, Лилия Брик знала, что делала -обратилась за помощью к высшей силе. Она бы и на колени встала - "Любовь не знает униженья..", рассказывают, что после письма Брик Сталину "Маяковского стали насаждать, как картошку при Екатерине", слова приписывают Борису Пастернаку, "...только зависть".
Защитил
Что сказал Сталин о гражданской жене Маяковского, когда ее собирались репрессировать.
Для последней главы сойдет
Можно только представить, как Параджанов, последний из ее мужей, увековечил бы Лилию Брик своим талантом, сделав героиней своих киноработ. Увы, время и гравитация сделали свое дело. Дерзкая Лилия состарилась и отцвела - оставлять это в вечности? Явно не стоило. Разве что вот так...
Какая нелепость.. нет, явно не стоило, хотя для последней главы сойдет. Эти последние главы в книге своей судьбы Лилия Брик уже не стала отдавать никому на откуп и написала их сама.
Получив очередной удар, сломав шейку бедра, она приняла это, как сигнал, что пора завязывать с бессмысленным барахтаньем в полувысохшей луже, в которую превратился некогда безбрежный океан ее жизни.
4 августа 1978 года Лилия Брик выпила снотворное, отворила дверь в вечность и ушла, оставив завещание - кремировать это ужасное тело и развеять прах, обозначив это место простым камнем - с буквами Л.Ю.Б.
P.S. Недвусмысленное отношение к Лилии Брик, на мой взгляд, происходит скорее от зависти, чем от оценки ее личности и, оставленного ею, в жизни следа. Осуждать ее за поступки мог бы тот, кто сам безгрешен. Остается одно - понять и пожелать царствия небесного и там, в другом мире занять свое место, став частицей божественной любви и света, которым была для других, хотя никогда не осознавала это, наивно думая, что все дело в хорошей обуви и шелковом белье..
Заимствованные материалы и фото:
фото: https://images.golos.today/p/6VvuHGsoU2QD2aHbJiivbVZV6nAA4BJrX2xhspCo63XD8BpDfWomkrF7dyLn61ah1RtejnSd2onibXy9QrUR2n52dNtFzcMvvmitZVEUDiDeWsgGwwWYBap4PknvdL?format=webp&mode=fit; https://ic.pics.livejournal.com/kimish_v/44586895/83108/original.jpg
http://www.famhist.ru/famhist/sarn_st_po/001f304f.htm; https://magazines.gorky.media/druzhba/2013/8/kraks-ili-poslednij-den-lili-brik.html
Другие статьи автора на каналах: